Внешнеторговые грузы - это объекты логистической деятельности, которые составляют основу движения материальных потоков на международном уровне, т.е. грузоперевозок из одного государства в другое.
Сущность международной логистики
С одной стороны, потребность в оптимальных (с точки зрения качества и стоимости) производственных ресурсах вынуждает многие промышленные предприятия обращаться к иностранным поставщикам. С другой стороны, производители стремятся расширить масштабы своей сбытовой деятельности, поэтому постоянно ищут возможности выйти на новые рынки сбыта, в том числе за границей.
Указанное выступает предпосылками внешней торговли и внешнеэкономической деятельности между хозяйствующими субъектами, что в настоящее время стимулируется распространение информационно-коммуникационных технологий, развитием транспортных средств, процессами экономической интеграции стран. Следовательно, в то же время отдельно можно говорить о логистике внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий.
Логистика предприятия получает международный характер в тот момент, когда цепь поставок начинает пересекать государственные границы. Т.е. логистические потоки связывают предприятие-поставщика, которое находится в одной стране, и предприятие-покупателя, которое находится в другой стране.
Стоит отметить, что ранее международные перевозки грузов в подавляющем большинстве случаев осуществлялись между предприятиями. Это было связано с тем, что, во-первых, объектами грузоперевозок выступали сырье, материалы, полуфабрикаты, которые используются в производственных целях, во-вторых, транспортировались партии готовой продукции, которые реализовывались внутри страны национальным розничным магазином, выступившим в роли закупщика.
Однако развитие информационных технологий и онлайн-торговли, в частности, привело к тому, что сейчас конечные потребители напрямую заказывают необходимые им иностранные товары, которые им впоследствии доставляют из-за границы. Это способствует осложнению логистических цепей на международном уровне.
Особенности маршрутизации международных транспортных потоков предприятий
Логистическое обеспечение транспортного процесса по доставке внешнеторговых грузов является ключевым и важнейшей частью управления международными цепями поставок. Оно заключается в принятии мер и совершении действий, которые направлены на организацию этого процесса. В частности, принято выделять следующие основные логистические действия, которые необходимо совершить предприятиям:
- Прокладка маршрута движения транспортных потоков;
- Нормирование процессов погрузки, разгрузки, перевалки и контроля работы подвижного состава;
- Документарное сопровождение внешнеторговых грузов;
- Налаживание взаимодействия между участниками организации международных цепей поставок.
Специфика международных поставок продукции обуславливает внесение изменений в традиционную схему построения логистических маршрутов. В случае с доставкой внешнеторговых грузов выделяют следующие взаимосвязанные этапы маршрутизации:
- Изучение результатов предшествующей работы различных видов транспорта;
- Установление показателей относительно объёмов партий и динамики их поставок грузоотправителем;
- Анализ возможностей транспортной инфраструктуры по выполнению погрузочно-разгрузочных работ;
- Формирование карты грузополучателей и ключевых объектов перевалки грузов и погрузочно-разгрузочных работ;
- Изучение протяженности всех возможных путей доставки;
- Окончательное определение конкретного подвижного состава и схемы движения транспортных средств.
Деятельность по логистическому обеспечению транспортного процесса по доставке внешнеторговых грузов выполняет в условиях воздействия ряда факторов. Так, учету подлежат географическое расположение внешнеторговых партнеров, объемы и направления транспортных потоков, сроки доставки, используемые транспортные средства, пропускная способность путей сообщения, условия пересечения государственных и таможенных границ, сезонные факторы, наличие и развитость инфраструктуры и т.д.
Доставка внешнеторговых грузов характеризуется, прежде всего, большими расстояниями перевозок и усложненной структурой маршрутов. Это накладывает определенные особенности на процессы выбора использования того или иного вида транспорта. Например, при большой протяженности маршрута целесообразно использование авиационного, морского, железнодорожного транспорта. Автомобильный транспорт в большей степени подходит для перевозок локального характера, хотя он также используется и в глобальных международных перевозках.
Субъекты доставки внешнеторговых грузов
В логистических процессах на международном уровне принимает участие большое число субъектов, которые выполняют различные функции. Помимо непосредственных поставщиков и покупателей зачастую в логистике участвуют экспедиторы, т. е. предприятия-посредники, которым поручается обеспечение перевозки внешнеторговых грузов от поставщика покупателю. Это он может выполнить как собственными силами, так и нанять субподрядчиков, осуществляя контроль за их деятельностью.
Международные перевозки отличаются тем, что они осуществляются при участии особых субъектов - таможенных органов. Они призваны взимать таможенные пошлины с экспортеров и импортеров, проверять пересекаемые товары на законность и наличие соответствующих разрешений. Степень таможенной и административной нагрузки во многом обуславливает выбор тех стран, по территории которых будет транспортироваться товар.
Встречным по отношению к материальному потоку являет финансовый поток. Его движение осуществляется с помощью коммерческих банков. Причем обычно двух - банка поставщика и банка покупателя. Они взаимодействуют друг с другом посредством системы корреспондентских счетов, по которым выполняют операции по переводу денежных средств в рамках аванса (предоплаты) и окончательного расчета.