Логистическое администрирование - это направление деятельности менеджеров предприятия, которые преимущественно путем использования информационно-коммуникационных технологий реализуют комплекс управленческих функций и процедур ради достижения стратегических, тактических и оперативных целей логистической системы.
Понятие логистического администрирования
Рассмотрение деятельности предприятия через призму логистики, т.е. как движение материальных и сопутствующих им информационных, финансовых и прочих потоков, обуславливает необходимость целенаправленного управления этими потоками ради реализации конечной цели и миссии предприятия. Следовательно, среди управленческой деятельности на предприятии можно выделить логистическое администрирование.
Логистическое администрирование представляет собой комплекс управленческих функций и процедур, которые выполняются уполномоченными менеджерами (руководителями) предприятия ради достижения заранее сформулированных целей в сфере логистики. Указанные цели должны соответствовать стратегическим приоритетам жизнедеятельности фирмы на рынке, а их достижение осуществляет путем применения специальных методов технологий (в последнее время наибольшее распространение получили технологии, которые связаны с информационно-коммуникационной средой).
Логистическое администрирование отличается сложностью осуществления, поскольку логистические операции характеризуются широкой географией - они простираются на многие регионы, страны, временные и климатические пояса. Кроме того, логистические операции охватывают многие аспекты деятельности предприятия.
Содержание логистического администрирования
Логистическое администрирование заключается в выполнении функций, которые являются традиционно управленческими. Как правило, выделяют такие функции, как планирование (оно может быть стратегическим, тактическим, оперативным), организация, координация (она может быть межфункциональной и межорганизационной), учет, анализ, аудит (он может быть внутренним и внешним), регулирование (т.е. принятие управленческих решений), контроль (обычно в форме контроллинга), ценообразование и бюджетирование.
Перечисленные функции логистического администрирования по существу являются системно взаимосвязанными решениями проблем и вопросов, которые возникают в логистической деятельности предприятия. Выполнение этих функций непосредственно способствует разработке и совершенствованию логистической системы предприятия. Данная задача решается администраторами предприятия, ответственными за сферу логистики, путем последовательной реализации следующих этапов:
- Разработка логистической стратегии предприятия, т.е. обозначение стратегических целей и миссии предприятия по постоянному развитию логистики;
- Конфигурирование логистической системы предприятия, т.е. выстраивание взаимоотношений как внутри предприятия (между работниками), так и вне ее (с партнерами) в рамках логистической деятельности;
- Выявление ключевых для предприятия логистических бизнес-процессов, на осуществлении которых предприятию необходимо сосредоточить усилия;
- Разработка организационной структуры службы логистики на предприятии, т.е. создание специальных структурных подразделений, распределение обязанностей между работниками, формулирование и оформление их полномочий;
- Создание системы логистического контроллинга, т.е. разработка механизмов контроля за выполнением планов и достижением целей принятия;
- Выбор информационной поддержки корпоративной логистики, т.е. использование аппаратно-технических средств, специального программного обеспечения, создание информационных сетей, баз данных и т.п.
Следовательно, успешное выполнение перечисленных этапов является одной из главных задач, которую необходимо решить системе логистического администрирования на предприятии.
Стратегии логистического администрирования
Руководители логистической деятельности предприятия обычно разрабатывают генеральные планы действий, которым они в процессе управления придерживаются. Эти планы принято называть стратегиями логистического администрирования (логистическими стратегиями). В них определяются приоритеты стратегических задач предприятия, объемы выделенных для их решения ресурсов, последовательность шагов по их решению.
Как показывает практика, именно стратегией руководствуются менеджеры предприятий при принятии управленческих решений в сфере логистики. В стратегии закрепляется единое направление действий предприятия на долгосрочную перспективу по осуществлению его миссии и достижению главных хозяйственных целей. Следовательно, логистическая стратегия выступает в качестве поддержки общей корпоративной стратегии предприятия, ее детализированной частью.
В рамках логистического администрирования стратегия может быть разработана с одной из следующих потенциально возможных направленностей:
- Минимизация общих операционных логистических затрат и поддержание баланса «затраты/сервис»;
- Оптимизация капитальных вложений в логистическую инфраструктуру путем увеличения ее производительности (за счет организационных, технологических и прочих решений);
- Улучшение качества логистического сервиса (через создание систем управления качеством, послепродажного обслуживания, бенчмаркинга и т.д.);
- Аутсорсинг логистической деятельности, т.е. обращение к сторонним поставщикам логистических услуг в целях их получения на более выгодных условиях.
Таким образом, логистическое администрирование в организация во многом базируется на положениях специально разработанных стратегий.