Логистический сервис - это деятельность по оказанию услуг, направленных на удовлетворение потребностей в процессе управления логистическими потоками.
Характеристика логистического сервиса на транспорте
В настоящее время внутри транспортной отрасли углубляется внутренняя интеграция разных сфер деятельности. Она происходит, прежде всего, на основе передовых информационных технологий и связи. Использование транспортными компаниями передовых технологий обусловлено складывающимися на рынке тенденциями, а именно - требованиями клиентов по набору и качеству услуг в цепи поставок.
Транспортировка грузов способствует формированию кооперации предприятий всех отраслей экономики, обеспечивая, тем самым, тесное межотраслевое взаимодействие. Сектор сервисных услуг на транспорте является тем фактором, который приводит к значительному приросту эффективности общественного производства, выступая в роли локомотива экономического роста.
Для того чтобы был достигнут гарантированный уровень услуг, оказываемых во время транспортировки груза, последний должен обладать свойством транспортабельности. Это находит выражение в сохранении грузом всех своих потребительских качеств, несмотря на выполнение погрузочно-разгрузочных работ и осуществление перевозки конкретным видом транспорта.
Транспортабельность груза достигается выполнением со стороны грузоотправителя или оператора сервиса на транспорте ряда требований, касающихся:
- упаковки груза;
- маркировки груза;
- выбора вида транспорта и др.
При реализации логистического сервиса главные требования заключаются в сохранности груза во время перевозки и перегрузок, а также в соблюдении сроков доставки. Если указанные требования будут выполнены, то будут основания для утверждения, что логистические услуги при транспортировке груза являются надежными.
Потребитель логистических услуг тоже имеет определенные обязанности. В соответствии с ними оператор сервиса на транспорте должен быть обеспечен информацией о сроках, контрагентах, объемах, условиях отгрузки, перевозки, приемки и т.п. Обычно это делается на договорной основе, т.е. через заключение соответствующего договора. Логистическим сервисом преимущественно пользуются те предприятия, чья деятельность не связана с транспортом непосредственно, но они тем не менее испытывают потребность в транспортировке грузов.
Общее информационное пространство и быстрое проведение финансовых операций способствуют более эффективному взаимодействию оператора сервиса на транспорте и потребителей логистических услуг. При этом сам логистический сервис можно охарактеризовать как структурный кластер в составе транспортного комплекса, обеспечивающий предоставление цепочек услуг, окончательным звеном которых является доставка грузов на склады получателей.
Состав и пути трансформации логистических услуг на транспорте
Логистический сервис при организации и осуществлении транспортировки грузов предполагает выполнение следующих услуг:
- транспортно-экспедиторская деятельность;
- юридическое сопровождение и бухгалтерский учет;
- приобретение оборудования;
- подбор персонала;
- маркетинг;
- реклама;
- клининг;
- эксплуатационный и технический сервис парка транспортных средств;
- хранение и комплектация товаров по заказам;
- сортировка, упаковка и маркировка грузов;
- обеспечение безопасности грузовых перевозок;
- связь;
- поддержка информационных ресурсов и др.
За счет накопленного многолетнего опыта логистические операторы на транспорте способны к быстрой адаптации к запросам заказчиков. Адаптация проявляется в том, что в логистической модели учитываются изменения множества внешних условий. Наибольшее значение и самыми частыми являются изменения рыночной конъюнктуры, проявление непостоянства маркетинговых ниш, маневры конкурентов, внесение поправок в действующее законодательство, реформирование таможенной службы и др.
Уровень логистического сервиса при транспортировке грузов сильно варьируется в зависимости от того, какие потребности и возможности имеются у обратившихся заказчиков услуг. Как правило, клиенты могут выбрать заданный уровень логистического сервиса из типового набора многофункциональных услуг. Выбирают и в итоге реализуют те компоненты, которые необходимы конкретному клиенту.
Для повышения эффективности совместных действий транспортные операторы разной специализации вынуждены осуществлять гибкое перераспределение и объединение ресурсов. Такой подход дает возможность для успешного оказания комплексных услуг за счет действия таких факторов, как:
- географическая привязка сервисных центров;
- специализация по видам транспорта;
- налаживание и расширение связей с поставщиками товаров, подрядчиками и клиентами на основе общей информационной платформы.
Задачи операторов сервиса на транспорте
Операторы сервиса на транспорте решают большое число задач, что необходимо для успешного оказания логистических услуг. В первую очередь, они изучают требования грузоотправителя и грузополучателя в части предоставления транспортных услуг. На основе результатов этого изучения происходит клиентоориентированное структурирование логистического сервиса.
Непосредственный логистический сервис для операторов осуществляется в виде регистрации заказов, оптимального планирования транспортировки грузов, разработки вариантов перевозок и совершение выбора в пользу одного из них, построения оптимального маршрута. На основе этих данных происходит конструирование сервисной услуги. Причем условием успешной реализации логистической услуги является контролирование цепочки ее оказания на всех этапах продвижения к заказчику.