Логистический терминал - это складское помещение, сооружение, здание, которое характеризуется высокой степенью механизации погрузочно-разгрузочных работ и автоматизации учета обрабатываемых товаров.
Общие сведения о логистических терминалах
Логистическая деятельность имеет несколько направлений, каждое из которых может быть рассмотрено в качестве отдельного вида деятельности. Одним из таких видов является организация работы логистического терминала. Логистический терминал представляет собой склад, который оборудован таким образом, что погрузочно-разгрузочные работы в нем характеризуются высокой степенью механизации, а учет обрабатываемых товаров - высокой степенью автоматизации.
Логистический терминал по сути выступает в качестве самостоятельной коммерческой организации, которая специализируется на выполнении следующих функций:
- приемка товарно-материальных ценностей и разгрузка транспортных средств;
- хранение товарно-материальных ценностей - их предварительная маркировка и размещение на места хранения;
- фасовка товарно-материальных ценностей, т.е. комплектация различных вариантов по заказу клиента;
- упаковка товарно-материальных ценностей с целью сохранности их товарного вида;
- отправка товарно-материальных ценностей в транспортное средство;
- оформление и выписка сопроводительных документов;
- составление автоматизированной отчетности в ответ на запросы клиентов.
Логистический терминал является одним из логистических операторов, к которым в настоящее время часто обращаются торгово-сбытовые предприятия. Передача перечисленных функций логистическому терминалу позволят ему получать хороший доход, а клиентам - существенно сократить издержки.
Представители рынка логистических услуг в Китае
В последние годы Китайская Народная Республика создала одну из самых мощных экономик мира. В Китае получило широкое распространение производственная деятельность - это касается и электроники, и автомобилей, и предметов повседневного быта, и т. д. Большие, постоянно растущие масштабы производства и, соответственно, экспорта требуют четкой и слаженной работы логистической отрасли.
В Китае сильно развита коммерческая логистическая деятельность. Китайская федерация логистики и грузоперевозок объединяет нескольких десятков логистических операторов. У крупнейших логистических компаний Китая годовой оборот превышает 3 миллиарда долларов США, что позволяет им уверенно выходить на мировые рынки логистических услуг.
В настоящее время к числу основных логистических терминалов (операторов) Китая относятся:
- China Ocean Shipping Group Company (СOSCO Group) - это крупнейшая логистическая компания Китая, контролируется государством, считается транснациональной корпорацией, которая занимается грузовыми перевозками по морю контейнерами;
- SINOTRANS & CSC Holdings Co. Ltd (SINOTRANS Group) - это государственная логистическая компания, которая выступает в качестве эксклюзивного поставщика логистических услуг в Китае (экспедирование, складское обслуживание, организация экспресс-перевозок и т. п.);
- China Shipping (Group) Company - это судоходная корпорация, которая непосредственно подчинена Государственному совету Китая и занимается оказанием логистических услуг, связанных с доставкой груза по морю;
- Xiamen Xiangyu Croup Co. Ltd - это частная логистическая компания, которая владеет собственным логистическим парком в свободной экономической зоне и кроме оказания логистических услуг занимается разработкой инновационных IT-приложений для ведения транспортного бизнеса;
- China Railway Material Company - это логистическая компания, которая непосредственно подчинена Министерству железных дорог Китая и специализируется на работе с грузопотоками, связанными с железнодорожным сообщением.
Китайская логистическая отрасль
По мнению экспертов Всемирного банка, логистическая отрасль китайской экономики располагается в третьем десятке мирового рейтинга. При этом тройка лидеров представлена такими странами, как Сингапур, Гонконг и Финляндия.
Развитие деятельности логистических терминалов в Китае сдерживается в силу целого ряда структурных и системных проблем, которые имеются у китайской транспортно-логистической отрасли. Из-за них невозможным оказывается снижение стоимости перевозок, что могло бы привести к повышению конкурентоспособности логистических терминалов Китая на мировом рынке.
Сейчас можно говорить о следующих проблемах в данной отрасли:
- неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура: нестабильность мировой экономики привела к падению объемов китайского экспорта, что, в свою очередь, вызвало снижение спроса на логистические услуги;
- неравномерное развитие инфраструктуры (аэропортов, портов и железнодорожных терминалов), наличие дисбаланса в перевозках между восточным побережьем Китая и внутренними территориями (материковой частью);
- специфика грузовых перевозок в Китае: перегрузка транспорта, высокая загруженность трасс, из-за чего растет число аварий на дорогах и учащаются случаи порчи товаров;
- высокая стоимость логистических услуг, обусловленная увеличением размера минимальной заработной платы, повышением арендной ставки и земельного налога;
- разрозненный (фрагментированный) рынок транспортных услуг: в Китае работает большое количество предприятий, которые обслуживают только один город или район, не выходя на всекитайский и международный уровень, поэтому заказчики в процессе грузовых перевозок вынуждены взаимодействовать с несколькими логистическими терминалами.
Можно сделать вывод, что преодоление перечисленных выше проблем является в настоящее время приоритетным направлением деятельности для большинства современных логистических терминалов Китая.