Регулирование движения материальных и транспортных потоков - это процесс оказания руководством предприятия целенаправленного воздействия на материальные и транспортные потоки с целью изменения направления и характера их движения.
Регулирование движения материальных и транспортных потоков
Ведущая роль в оперативном управлении предприятии принадлежит оперативному регулированию движения материальных и транспортных потоков. В процессе осуществления оперативного регулирования решаются все вопросы, которые связаны с использованием производственных ресурсов во времени и пространстве. Именно поэтому оперативное регулирование потоками рассматривается руководством предприятия в части своевременной поставки готовой продукции и обеспечения повышения эффективности производства.
Оперативное регулирование материальными и транспортными потоками осуществляется уполномоченными должностными лицами и подразделениями предприятия. Оно заключается в оказании целенаправленного воздействия на указанные логистические потоки с целью изменения направления и характера их движения.
Эффективность оперативного регулирования во многом зависит от того, насколько точное представление сформировано об объектах регулирования:
- Материальный поток представляет собой отнесенные к определенному промежутку времени материалы, сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, которые подвергаются выполнению определенных логистических операций (транспортировка, погрузка, разгрузка, упаковка, складирование, сортировка и пр.).
- Транспортный поток представляет собой движение транспортных средств, которое упорядочено транспортной сетью. Транспортный поток может быть грузовым, пассажирским, пешеходным.
Регулирование движения материальных и транспортных потоков включает в себя выполнение таких операций, как анализ нарушений графика логистических работ, изучение причин этих нарушений, разработка программы устранения отклонений и мер, которые обеспечивают реализацию этой программы. Перечисленные операции осуществляются одновременно, что позволяет им составлять в единстве действующий механизм регулирования движения материальных и транспортных потоков.
Автоматизированные логистические системы оперативного регулирования
Создание логистической системы оперативного регулирования движения материальных и транспортных потоков является важной задачей логистики. В настоящее время оперативное регулирование движения материальных и транспортных потоков по большей части осуществляется с помощью автоматизированных систем управления. В связи с этим современные логистические системы подобного регулирования представляют собой совокупность множества разнообразных технических средств, вычислительных машин, навигационной техники, средств связи и т. д.
Сегодня главным элементов любой логистической системы является информация. Она подразделяется на входную и выходную. Для оперативного регулирования наибольшее значение имеет входная информация, поскольку она определяет содержание конкретных мер, принимаемых для оказания целенаправленного воздействия на логистические потоки.
Современные логистические системы оперативного регулирования материальных и транспортных потоков характеризуются многообразием и большим объемом входной информации. Данное обстоятельности исключает ручную обработку информации, что обуславливает включение в автоматизированную систему регулирования электронных вычислительных машин и компьютеров, которые в большинстве случаев объединяются в единую вычислительную сеть.
В рамках этой вычислительной сети по определенному алгоритму осуществляется обработка информации. На основании этого алгоритма разрабатываются программы вычислений на компьютерах, которые составляют программное обеспечение системы оперативного регулирования движения материальных и транспортных потоков.
Современные информационные технологии, на основе которых и строится автоматизированная логистическая система, обеспечивает получение, обработку и выдачу нужной информации в режиме реального времени. Именно это и обеспечивает оперативный характер регулирования, когда промежутки времени между получением информации, принятием решения и его непосредственным воплощением в жизнь минимальны.
Эффективность логистической системы оперативного регулирования движения материальных и транспортных потоков может быть обобщенно оценена при помощи такого параметра, как пропускная способность системы. Она представляет то количество материальных объектов и транспортных средств, которое логистическая система обслуживает в единицу времени.
Структура логистической системы оперативного регулирования
Логистическая система оперативного регулирования обычно является комплексом взаимосвязанных подсистем, которые вместе образуют определенную целостность, единство. В случае оперативного регулирования движения материальных и транспортных потоков данные подсистемы обеспечивают вхождение материальных ресурсов в производственную систему предприятия, прохождение внутри ее и выход из системы.
Речь идет про следующие подсистемы:
- подсистема организация закупки материальных ресурсов;
- подсистема работы складов;
- транспортно-складская подсистема;
- управление движением материалов в производстве;
- организация сбыта продукции и др.
Руководство предприятия регулярно получает данные о ходе выполнения производственных заказов, информацию о ресурсах и потребительском спросе. На основе полученных сведений оно разрабатывает и принимает соответствующие управленческие решения, исполнение которых и составляет суть оперативного регулирования.