Международный транспортный коридор - это совокупность магистралей разных видов транспорта с соответствующей инфраструктурой (включающей подъездные дороги, пограничные переходы, сервисные пункты, грузовые и пассажирские терминалы, вспомогательные сооружения и т. д.), с помощью которых осуществляются массовые грузовые и пассажирские перевозки через несколько стран мира.
Понятие международного транспортного коридора
Одними из основных слагаемых успеха современной экономики являются развитие международного сотрудничества и углубление производственной кооперации. Указанные тенденции во многом поддерживает формирование в мире сети международных транспортных коридоров. Международный транспортный коридор представляет собой высокотехнологическую транспортную систему, совокупность обслуживающей инфраструктуры и путей сообщения, которые обеспечивают грузовые и пассажирские перевозки в международном сообщении.
Международные транспортные коридоры играют ведущую роль в решении транспортных проблем. Они высыпают в качестве инструмента расширения межгосударственных транспортно-экономических, культурных и иных связей. Формирование сети подобных коридоров требует создания международной транспортной инфраструктуры, которая бы имела единые технические параметры и обеспечивала применение единой технологии перевозок. Теоретически это должно стать объединяющим фактором для национальных транспортных систем на пути их интеграции в мировую транспортную систему.
Международные транспортные коридоры рассматриваются учеными и практикующими специалистами сразу с нескольких точек зрения:
- с технологической точки зрения - это комплекс технических (транспортных) средств, телекоммуникаций, объектов инфраструктуры, которые выполняют функцию по обеспечению движения грузов, пассажиров, багажа;
- с экономической точки зрения - это сфера хозяйствования, в рамках которой гражданам и организациям оказывают транспортные услуги, формируются дополнительные затраты, создавая, тем самым, дополнительную стоимость (повышая себестоимость продукции);
- с логистической точки зрения - это инструмент обеспечения движения материальных потоков между двумя пунктами, которые расположены в разных государствах (т.е. траектория этого движения пересекает государственную границу).
Сущность логистической инфраструктуры МТК
Важным фактором эффективности построения и функционирования международных транспортных коридоров является наличие и состояние логистической инфраструктуры. Логистическая инфраструктура международных транспортных коридоров в самом общем виде представляет собой совокупность сооружений, зданий, систем и служб, которые необходимы для успешного функционирования транспортной системы и ее эффективной эксплуатации гражданами и организациями.
Логистическая инфраструктура международных транспортных коридоров должна быть способной перерабатывать международные транзитные внешнеторговые грузопотоки. На нее возлагается обязанность по решению задачи, связанной с обеспечением эффективного бесперебойного и безопасного перемещения грузов и пассажиров в международном сообщении.
Ради этого в рассматриваемую нами логистическую инфраструктуру должны быть интегрированы транспортные инфраструктуры всех видов транспорта. В частности, состав логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров включают постоянные устройства видов транспорта, автомобильные, железнодорожные и внутренние водные магистрали с их обустройством, морские порты, аэропорты гражданской авиации и транспортные терминалы, которые размещены в зонах коридоров и оказывают влияние на их работу.
В структуре логистической инфраструктуры выделяют инфраструктуру складскую, транспортную, производственную, сбытовую, финансовую, информационную и социальную.
Кроме того, имеет место ее специфический вид – это логистические терминалы (парки, хабы) или транспортно-логистические центры. Они представляют собой узловые мультимодальные центры, расположенные на пересечении международных товаропотоков.
Международные транспортные коридоры включают в свой состав различные виды логистической инфраструктуры. Обычно выделяют пограничную инфраструктуру (находится на пунктах пропуска через государственную границу), промежуточную инфраструктуру (находится в зоне коридора, расположенной внутри территории какой-либо одной страны) и портовую инфраструктуру (в виде речных, морских портов, аэропортов).
Формирование и развитие логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров осуществляются с целью решения следующих задач:
- согласовать развитие национальных транспортных инфраструктур с целью интеграции международных транспортных систем, что должно обеспечить беспрепятственное передвижение грузов;
- повысить уровень рационализации взаимодействия между различными видами транспорта в интермодальной транспортной цепи;
- оптимизировать транспортный процесс и, тем самым, во-первых, повысить качество перевозок, во-вторых, снизить транспортные издержки в конечной стоимости продукции;
- повысить привлекательность инвестиционных проектов развития международных транспортных коридоров.
Под воздействием факторов глобализации мирового хозяйства значение логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров постепенно трансформируется. В основном это проявляется в ее совершенствовании и постепенном доведении до единых стандартов. Кроме того, в международную транспортную систему с течением времени включается все более количество национальных транспортных сетей. Все это должно сыграть существенную роль в повышении эффективности международных торговых отношений.