Линейное судоходство - это форма организации работы морского судоходства, которая обеспечивает движение судов по заранее объявленному расписанию между установленными портами.
Общие сведения о морском транспорте и судоходстве
Последние десятилетия характеризуются повышенными темпами прироста мирового производства и мировой торговли. Эта тенденция обуславливает ускорение развитие всех видов международного транспорта, в том числе, морского транспорта.
Морской транспорт является одним из исторически первых видов транспорта, которые были освоены человечеством. Он представлен такими техническими сооружениями, которые позволяют перевозить грузы, пассажиров и их багажа по поверхности водных объектов:
- Морей;
- Океанов;
- Рек;
- Озер;
- Водохранилищ;
- Каналов и т.д.
Многолетняя история развития морского транспорта способствовала созданию нескольких форм организации движения судов. В частности, одной из самых используемых таких форм является линейное судоходство.
Основные сведения о линейном судоходстве
Линейное судоходство представляет собой форму организации работы флота, отличительными чертами которой являются регулярность перевозок и осуществление поставок товара небольшими партиями. Противоположной линейному судоходству формой организации работы флота является трамповое судоходство.
Линейное судоходство получило такое название в силу того, что в судоходной практике линией называется морское сообщение между определенными портами, которое поддерживается судоходными предприятиями. Обычно выделяют следующие разновидности линий:
- Односторонние линии - на них работают суда одной страны (компании), поэтому действует тариф только в одну сторону;
- Двусторонние линии - на них по взаимному согласованию работают суда двух компаний (возможно - из разных стран), поэтому действует тариф туда и обратно; как правило, двусторонние линии дороже односторонних;
- Конференциальные (многосторонние) линии - на них работают несколько компаний, которые заключили между собой соглашение картельного типа, установившее единый тариф для всего объединения; как показывает практика, конференциальные (многосторонние) линии являются самыми дорогими среди всех существующих видов.
Линейное судоходство осуществляется по определенным путям сообщения между установленными портами. Особенностью линейного судоходства является регулярность движения судов и частоты рейсов, что обуславливается объемами перевозок на данном направлении. На владельце морского судна лежит обязанность по гарантии своевременного захода судов в конкретные порты в соответствии с заранее объявленным расписанием.
В основе линейного судоходства лежит принцип "общественности перевозчика". Данный принцип подразумевает обязанность судовладельца принимать груз, который соответствует правилам перевозки на данном судне, от любого грузоотправителя без проявления в его отношении какой-либо дискриминации, на что морским законодательством наложен запрет.
Обычное линейное судно принимает для перевозки разнородный груз. Причем происходит это в форме относительно небольших партий по отдельным типовым коносаментам. Иногда некоторые линейные судоходные предприятия устанавливают минимальные значения штук, массы, площади, объема определенных грузов, которые могут быть приняты в рамках одной партии для отправки на одном судне.
Грузы, которые перевозятся с помощью линейного судоходства, могут различаться и называются генеральными или тарно-штучными.
Компания, которая занимается линейным судоходством, выдает грузоотправителям коносамент - стандартный договор морской перевозки. Условия этого договора являются одинаковыми для всех грузоотправителей, которые пользуются услугами данного предприятия. Т.е. в качестве факторов не выступают количество мест, характер отправляемого груза, размер партии. Условия коносамента не обсуждаются между перевозчиком и грузоотправителем, поэтому они принимаются в той форме, которая была предложена судовладельцем.
Стоимость услуг линейного судоходства
На линейных судах в большинстве случаев предпочитают перевозить более ценные грузы, что, в свою очередь, сказывается на повышении ставок (тарифов). Кроме того, высокая стоимость грузовых перевозок через линейное судоходство обуславливается неполной загрузкой линейных судов.
В каждом порту перегрузке подлежат разнообразные товары. В связи с этим нужно особое внимание уделять размещению грузов в трюмах. Таким образом, на линейных судах стоимость грузовых работ и грузовых перевозок намного выше, чем на трамповых. Как правило, в состав линейных условий перевозки входит оплата судовладельцем грузовых работ, стоимость которых учитывается по фрахтовой ставке.
Установление фрахтовых ставок происходит в соответствии с накопленным практическим опытом. Поэтому, если на одном судне отправляются одни и те же грузы, то фрахтовые ставки обычно являются одинаковыми для всех грузоотправителей.
В случае изменения фрахтовых ставок об этом объявляют заранее. Публикация ставок происходит в подробных перечнях, которые называются грузовыми тарифами и высылаются грузоотправителям по запросу. Фрахтовые ставки в линейном судоходстве должны быть согласованы с органами государственной власти, в связи с чем уровень ставок по сравнению с трамповым судоходством колеблется меньше.
Размер фрахтовых ставок, а также расписание рейсов, должны устанавливаться таким образом, чтобы они соответствовали ожиданиям и возможностям грузоотправителей, которые активно пользуются услугами линейного судоходства. Основными факторами конкурентоспособности линейного судоходного предприятия являются стабильность фрахтовых ставок и качество оказываемых услуг, т.е. обслуживания клиентов.