Кросс-докинг - это способ обработки грузов в процессе их движения через склад, который заключается в прямом осуществлении приёмки и отгрузки грузов без размещения их в зоне долговременного хранения.
Сущность кросс-докинга и его виды
Повышение эффективности логистической деятельности зачастую способствует разработке новых способов и схем ее осуществления. В качестве примере подобной разработки можно привести такой способ, как кросс-докинг. В переводе на русский язык это понятие обозначает "сквозное складирование".
Кросс-докинг представляет собой процесс приёмки и отгрузки грузов через склад напрямую. Это означает, что кросс-докинг не предполагает размещения груза в зоне долговременного хранения. Таким образом, кросс-докинг включает в себя логистических операций, которые выполняются внутри цепочек поставок и позволяют осуществлять отгрузку товаров со склада или наоборот их доставку с максимально точным согласованием по времени. Т.е. доставка продукции в оговоренный срок является главным результатом применения кросс-докинга.
Кросс-докинг лучше всего использовать при работе с товарами, которые характеризуются высоким спросом и значительным объёмом транспортировки. В частности, речь идет про следующие категории товаров:
- Товары массового потребления, которые пользуются постоянным спросом;
- Скоропортящиеся продукты;
- Товары высокого качества.
Если товарооборот является небольшим или если существует потребность в длительном хранении грузов, то организация кросс-докинг является невыгодной. И наоборот, предприятиям, которые ведут работу с большими объёмами дистанционных заказов, лучше использовать услуги поставщиков кросс-докинга, поскольку это позволит им минимизировать издержки на доставку.
Практика складирования способствовала выделению нескольких типов кросс-докинга, а именно:
- Одноэтапный кросс-докинг — означает прохождение груза через склад в качестве неизменного отдельного заказа;
- Двухэтапный кросс-докинг — означает комплектацию прибывшего груза (т.е. его переоформление, разделение по группам, маркировку), а затем его отправление заказчикам;
- Трёхэтапный кросс-докинг — означает перегруппировку нескольких разных грузов и формирование из них оригинальных партий для отправки заказчикам.
История применения кросс-докинга
Операции кросс-докинга были впервые применены в автомобильной отрасли США в 1930-х годах. С тех пор они постоянно используются в работах, которые предусматривают использование небольшого количества грузовых автомобилей.
Американские военные также применяют в своей деятельности приемы сквозного складирования. Первый их подобный опыт относится к временам середины прошлого столетия (1950-е годы).
Крупнейшая сеть оптовой и розничной торговли "Wal-Mart" начала использовать кросс-докинг в секторе розничной торговли в конце 1980-х годов. По состоянию на сегодняшний день практически половина всех складов в США занимается кросс-докингом.
В России подобная технология впервые стала использоваться предприятиями только в конце 1990-х годов. В настоящее время кросс-докинг воспринимается многими участниками рынка в качестве важнейшей составляющей успеха крупной организации, которая хочет иметь весомые конкурентные преимущества.
После 2013 года при строительстве складских помещений в России зачастую предусматривают возможность использование системы кросс-докинг. На данный момент ее активными пользователями на распределительных центрах среди крупных ритейлеров являются такие компании, как «Пятерочка», «Окей», «Лента», «Магнит», «Карусель» и «Метро».
Преимущества и риски применения кросс-докинга
Кросс-докинг получил значительное распространение среди предприятий, которые пристальное внимание уделяют решению вопросов, связанных с логистической организацией хозяйства. Это связано с тем, что сквозное складирование имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими способами работы с грузом на складе.
Прежде всего, необходимо отметить, что благодаря кросс-докингу оптимизируется цепочка поставок от точки происхождения до точки продажи. Большая часть этой оптимизации приходится на уменьшение количества выполняемых операций, результатом чего, в частности, является снижение затрат на рабочую силу.
Кросс-докинг способствует сокращению времени хранения запасов на складе. Кроме того, у предприятия отпадает необходимость иметь страховочные запасы. Это все приводит к снижению общих затрат.
Применение способа сквозного складирования выражается в увеличении скорости доставки продукции к дистрибьютору и, следовательно, к покупателю. Еще увеличивается ассортимент готовой продукции предприятия для розничных продаж. Снижается общий уровень рисков, которые связаны со складированием.
Однако, используя прием кросс-докинга, не стоит забывать о тех опасностях, которые могут предостерегать предприятия в их производственно-хозяйственной практике. Например, потенциальные партнёры предприятия могут не иметь инфраструктуры, необходимой для осуществления сквозного складирования. Так, и предприятию, и его партнерам нужно для работы иметь адекватный транспортный парк и компьютеризированную систему логистики.
Дополнительная обработка груза, которая может быть предусмотрена кросс-докингом, может привести к повреждениям продуктов. Помимо того, их перемещение требует дополнительных затрат на соответствующую оплату труда работников. Случайное разделение посылок размером больше одного поддона может привести к множественным доставкам или потере заказов.
Таким образом, решение о применении способа кросс-докинг или об отказе от него должно приниматься на основе возможности его использования в рамках конкретного вида экономической деятельности с учетом объективных преимуществ и рисков сквозного складирования.