Подвижной состав - это обобщенное название транспорта, который имеется у хозяйствующих субъектов и используется ими для осуществления грузовых и пассажирских перевозок.
Классификация подвижного состава
Подвижной состав современных предприятий в основном представлен автомобильным транспортом. Именно этот вид транспорта наиболее доступен для небольших организаций, он подходит для перевозки сравнительно небольших объемов грузов в зоне досягаемости.
Подвижной состав автомобильного транспорта предприятия в настоящее время классифицируется на следующие группы:
- Грузовой подвижной состав - он представлен грузовыми автомобилями, автомобилями-тягачами, прицепами и полуприцепами для перевозки различных видов грузов.
- Пассажирский подвижной состав - он представлен легковыми автомобилями, автобусами, пассажирскими прицепами и полуприцепами.
- Специальный подвижной состав - он представлен автомобилями, прицепами, полуприцепами, которые предназначены для выполнения различных, по большей части специализированных работ, а также располагают соответствующим оборудованием или специальными кузовами (в качестве примеров можно назвать пожарные машины, автокраны, поливомоечные машины, автомастерские и др.).
Основной частью грузового подвижного состава являются грузовые автомобили. Их тоже классифицируют по нескольким основаниям.
- по назначению различают грузовые автомобили общего назначения (оснащены кузовами в виде платформы с бортами, в которых можно перевозить различные грузы за исключением жидкости) и специализированные грузовые автомобили (оснащенные кузовами, которые приспособлены под конкретный вид груза - цемент, нефтепродукты, молоко, животные и др.).
- по проходимости различают грузовые автомобили дорожной (обычной) проходимости (используются на дорогах с усовершенствованным, асфальтобетонным покрытием), грузовые автомобили повышенной проходимости (используются для работы в тяжелых дорожных условиях) и грузовые автомобили высокой проходимости (используются для работы по бездорожью).
- по приспособленности к климатическим условиям различают грузовые автомобили, которые могут использоваться в условиях умеренного климата, в условиях холодного, северного климата и в условиях жаркого, тропического климата.
- по характеру использования различают одиночные грузовые автомобили и грузовые автомобили-тягачи, которые предназначены для буксирования прицепов и полуприцепов (так называемые, автопоезда).
Необходимо отметить, что использование автопоездов дает возможность для увеличения производительности всего подвижного состава и снижения себестоимости грузовых перевозок. В зависимости от типа соединения тягача с прицепными звеньями автомобильные поезда подразделяются на прицепные, седельные и роспуски.
Еще нужно сказать, что прицепы соединяются с автомобилями-тягачами тягово-сцепным устройством, а полуприцепы - опорным седельно-сцепным устройством. В этом заключается основное отличие этих двух транспортных единиц друг от друга. Главными критериями классификации в отношении прицепов и полуприцепов являются назначение (тип кузова), число осей (грузоподъемность) и привод осей.
Эксплуатационные качества подвижного состава
Степень приспособленности подвижного состава предприятия к эксплуатации в качестве специфического транспортного средства преимущественно определяется по группе свойств, которые в настоящее время принято называть эксплуатационными качествами. Оценка эксплуатационных качеств подвижного состава должна проводиться с учетом условий эксплуатации. В данном случае речь идет про особенности перевозок, которые являются результатом сочетания различных сочетаний транспортных, дорожных и климатических условий.
В качестве главных эксплуатационных качеств подвижного состава сейчас специалисты рассматривают следующие свойства:
- тормозные качества - это совокупность качеств, которые характеризуют способность подвижного состава сбавлять свою скорость движения до нуля (определяются в основном величинами тормозного пути и максимального замедления автомобиля);
- тягово-скоростные качества - это совокупность качеств, которые характеризуют способность подвижного состава по доставке грузов или пассажиров с максимально возможной средней скоростью в данных дорожных условиях;
- топливная экономичность - это совокупность качеств, которые определяют расходы топлива при выполнении подвижным составом транспортной работы в различных эксплуатационных условиях;
- проходимость - это степень приспособления подвижного состава к эксплуатации в тех или иных дорожных условиях (по заасфальтированной или по грунтовой дороге, по бездорожью, по равнинной или по горной местности и т.п.).
Помимо перечисленного, грузовые автомобили могут быть охарактеризованы при помощи таких эксплуатационных качеств, как грузовместимость (включая грузоподъемность и площадь кузова), использование массы, безопасность движения, долговечность, прочность и надежность, удобство использования и ремонтопригодность, запас хода. Благодаря изучению этих качеств может быть получена информация, на основе которой будет установлена степень наиболее эффективного их использования в заданных условиях эксплуатации.
Таким образом, подвижной состав предприятия оценивается при помощи специальных эксплуатационных качеств. Сравнение их фактических значений с нормативными, которые установлены техническими, государственными, международными стандартами, позволит участниками транспортного процесса значительным образом продвинуться в повышении экономической и технической эффективности собственного подвижного состава.