Логистика - это инструмент бизнеса, который позволяет хозяйствующим субъектам осуществлять управление находящимися в движении материальными, финансовыми, информационными и прочими ресурсами.
Понимание широты возможностей логистического подхода к управлению отдельными аспектами экономической деятельности хозяйствующих субъектов привело к интенсивному развитию и распространению методов логистики. Обобщенно данный процесс можно представить в виде следующих исторических этапов развития логистики в бизнесе:
- Этап становления;
- Этап развития;
- Этап интеграции;
- Этап глобализации.
Этап становления логистики
Этап становления логистики относится к периоду 1960-х гг. Ускорению данного процесса способствовало воздействие ряда объективных экономических факторов:
- Усиление внимания к потребителям (переход к рынку покупателя);
- Увеличение количества конкурентных товаров;
- Разработка новых методов лучшего обслуживания потребителей;
- Поиск новых путей координации спроса и предложения.
Повышение разнообразия товаров на национальных и мировом рынках вызвало у хозяйствующих субъектов значительный рост затрат на создание и поддержание запасов в системах распределения. В целях их минимизации был предложен и опробован логистический подход.
На основе философии маркетинга возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции. В экономике того времени произошло осознание и формулирование ключевой концепции общих затрат в физическом распределении. Она исходит из того, что затраты в распределении грузоперевозок можно перегруппировать так, что при продвижении товаров от производителя к потребителю общий уровень этих затрат уменьшится.
На этапе становления логистический подход первоначально использовался в сфере обращения, охватив организацию хранения и транспортировки грузоперевозок. Причем форма логистического управления была наименее совершенной.
Этап развития логистики
На фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов в 1970-е гг. усилилась конкуренция в мировой экономике. При этом у большинства предприятий значительно выросли логистические затраты, стоимость физического распределения. Поэтому активно искали новые пути снижения затрат в производстве и распределении, беря за основу концепцию логистики.
Предприятия организовывали работу производства, складского и транспортного хозяйства как единый слаженный механизм. Благодаря этому управляли потоком производимой продукции от производственной линии до конечного потребителя.
Несмотря на то, что в 1970-е гг. логистические системы начали распространяться, большая часть предприятий не считали логистический подход очевидным. Внедрению элементов логистической концепции в практику хозяйственной деятельности предприятий зачастую противостояли представители высшего и среднего звена корпоративного руководства, которое привыкло выполнять традиционные обособленные функции закупок, транспортировки, переработки груза. Однако появление и развитие автоматизированных (компьютерных) систем управления и контроля напрямую способствовали охвату логистическим управлением производственного процесса.
Этап интеграции логистики
Период 1980-х гг. отличается тем, что в экономике осознали необходимость управления не только материальными, но и сопутствующими им потоками (информационными, финансовыми, сервисными). Широкое распространение получила концепция всеобщего управления качеством, которая позволила теории и практике менеджмента совершить качественный скачок вперед. Главной объявлялась задача по повышению качества продукции, в ее решении принимали участие все члены предприятия на всех стадиях производства и реализации продукции.
Интеграция заключалась в том, что все логистические функции предприятия и все его логистические партнеры объединялись в, так называемую, полную логистическую цепь. Она должна была включать такие стадии, как закупка, производство, распределение, продажа.
Именно в этот период времени произошел феномен логистического «взлета». Причина этого кроется в том, что в информационных технологиях произошла настоящая революция. Не отставала и экономика, в которой также произошли изменения.
Менеджеры подняли уровень своей квалификации в области логистики, предприятия начали создавать консультативные отделы по проблемам логистики. Можно сказать, что логистическое управление стало осуществляться по принципу долгосрочного планирования (а не оперативного реагирования, как ранее).
Этап глобализации логистики
В 1990-е годы началась глобализация мировой экономики. Этот процесс также затронул логистику, чья концепция была признана большинством участников цепей снабжения, производства и распределения.
К менеджерам логистики были предъявлены новые требования, поскольку усилилась потребность предприятий в привлечении «третьих участников» – таможенных и экспедиционных агентств, банков и т.п. Речь идет про знание особенностей законодательства и экономики многих стран мира, выполнение требований к упаковке продукции с учетом языковых различий, устранение таможенных барьеров и т.д.
Помимо глобализации мировой экономики, новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения возникают, в том числе, из-за глобальной научно-технической революции. В настоящее время сокращается число поставщиков, формируется долгосрочное сотрудничество с логистическими компаниями, совершенствуются методы управления логистическими процессами, расширяется ассортимент предлагаемых логистических услуг, в том числе, популярность набирает аутсорсинг логистических функций.