Интеграция - это процесс взаимодействия участников цепи поставок, который нацелен на создание благоприятных условий для осуществления совместной предпринимательской деятельности и достижения общих целей.
Понятие и сущность интеграции бизнес-процессов
В общественной жизни существует явление интеграции. Данным понятием обозначают объединение каких-либо прежде самостоятельных частей в единое целое. Интеграция представляет собой, с одной стороны, состояние связанности отдельных элементов и функций системы в одно целое, а с другой стороны, процесс, который ведет к достижению этого состояния.
Интеграция также имеет место и в концепции управления цепями поставок. С точки зрения указанной категории интеграцией стоит называть процесс взаимодействия участников цепи поставок в рамках совместного ведения предпринимательской деятельности и достижения общих целей. Этот процесс может реализовываться в следующих формах:
- Расширение и углубление хозяйственных связей;
- Совместное использование ресурсов и объединение капиталов;
- Создание благоприятных условий для совместного ведения производственной и коммерческой деятельности и налаживание партнерских отношений.
Бизнес-процессы в цепи поставок могут интегрироваться как внутренним, так и внешним образом. Внутренняя интеграция включает в себя ряд логистических процессов, которые имеют место внутри одного хозяйствующего субъекта. В результате внутренней интеграции на предприятии создается единая логистическая система, в которой объединяются различные функциональные области и их участники. Внешняя интеграция основывается на взаимодействии предприятия с бизнес-партнерами - поставщиками ресурсов, покупателями готовой продукции, различными посредниками.
Преимущества интеграции бизнес-процессов
Предприятия в процессе своей жизнедеятельности сталкиваются с рядом проблем и трудностей. Одной из таких проблем, причисляемых специалистами к разряду основной, заключается в управлении логистическими процессами цепей поставок, которые включают в себя несколько бизнес-партнеров. Большое число хозяйствующих субъектов отказывается расширять цепь поставок из-за опасения потерять контроль над процессом, передав его поставщикам или партнерам.
На самом деле интеграция бизнес-процессов на основе сотрудничества в конечном итоге приносит участникам цепей поставок немало преимуществ. Это сотрудничество может быть организовано как стратегические союзы, которые основываются на долгосрочных обязательствах партнеров в сфере поставок.
Если будет установлен такой тип отношений взаимозависимости партнеров, то, по оценкам аналитиков, они получат следующие преимущества:
- Осуществление обмена информацией, опытом, используемыми системами и подходами к управлению и т.п.;
- Провозглашение общей культуры бизнеса, направленного на достижение общих целей и задач;
- Совместная, более результативная разработка продуктов и процессов;
- Наличие стремления к постоянному совершенствованию всех выполняемых операций;
- Совместное решение возникающих проблем, более быстрое устранение разногласий;
- Обеспечение гарантированной надежности и высокого качества готовой продукции;
- Заключение соглашений в рамках справедливого и конкурентоспособного ценообразования и др.
Способы интеграции бизнес-процессов
Стратегические союзы являются формой добровольной интеграции компаний. Однако они, помимо этого способа, могут прибегнуть к использованию механизма слияний и поглощений.
Во-первых, предприятие может приобрести миноритарный пакет акций (т.е. менее 50% акций) своего бизнес-партнера. Это даст ему возможность оказывать определенное влияние на осуществление логистических процессов и в некоторой степени их контролировать.
Во-вторых, предприятие может полностью купить другие предприятия – участники цепи поставок. Это означает максимальный контроль за осуществлением операций в цепи поставок. Такой способ интеграции может быть задействован при освоении новых рынков, когда устраняются потенциальные конкуренты и используются их системы связей, а также заработанная репутация на рынке.
Два и более бизнес-партнера могут создать между собой совместное предприятие. Например, это может быть сделано для создания собственной транспортно-экспедиторской компании, общего склада, фирмы по оказанию услуг в сфере таможенного оформления и т.п.
Драйверы интеграции бизнес-процессов
Эффективность цепи поставок за счет интеграции бизнес-процессов повышается в результате воздействия особых факторов, которых принято называть драйверами. Они способны усилить конкурентные преимущества предприятия за счет его интеграции в единую логистическую цепь.
Для внутренней интеграции драйвером считается согласованное осуществление логистических процессов и операций (т.е. "стыковка" функциональных циклов логистики) в рамках единого цикла исполнения заказа клиентов. При выполнении фондоемких и трудоемких процессов снизить логистические издержки способно масштабное использование информации, т.е. замена процессов и ресурсов информацией.
Рекомендуется проводить мониторинг товарных групп (относительно их прибыльности) и потребительского спроса. Кроме того, увеличению рыночной доли и повышению прибыльности способствует углубление специализации или диверсификация производственно-коммерческой деятельности. Еще предприятию можно провести сегментирование покупателей, после чего сфокусировать свое внимание на ключевые сегменты. Качественное выполнение трудовых функций возможно благодаря правильной мотивации персонала.
Касательно внешней интеграции широкое распространение получило использование услуг канальных посредников, так же активно развивается практика инсорсинга и аутсорсинга. В последнее время все чаще стали использоваться информационные технологии, происходит интенсивный обмен информацией на межфункциональной основе, что тоже способствует интеграции бизнес-процессов.