Грузовая авиация - это летательные аппараты тяжелее воздуха, которые предназначены для осуществления грузовых перевозок по воздуху.
Авиация и ее структура
Создание и использование воздушных судов охвачено отдельной областью человеческой деятельности, которая называется авиация. В ее состав входят специальные транспортные средства для передвижения по воздуху, необходимая для этого наземная инфраструктура (в виде аэропортов, аэродромов и т.п.) и специалисты, работающие с ними.
Относительно других видов транспорта авиация является "молодой" областью деятельности людей. Освоение средств и способов транспортировки по воздуху стартовало в начале ХХ века.
Авиация подразделяется на несколько составных частей. Прежде всего, в зависимости от типа перевозимых объектов различают пассажирскую авиацию (занимается перевозками пассажиров и их багажа) и грузовую авиацию (занимается перевозками грузов). Каждый из указанных разделов, в свою очередь, имеет двойное применение - военное и гражданское.
Таким образом, грузовую авиацию можно описать как область человеческой деятельности, которая предполагает использование транспортных средств и специальных инфраструктурных объектов для осуществления перевозок грузов по воздуху. Грузовая авиация подразделяется на две части:
- Военно-грузовая авиация;
- Гражданско-грузовая авиация.
Характеристика военно-грузовой авиации
Военно-грузовая авиация, как правило, входит в состав военно-воздушных (воздушно-космических) сил государства. Военно-грузовая авиация используется для быстрой переброски военных грузов и вооружения в соответствии с принятыми военными стратегиями и планами государства. Проектированием и производством самолетов военно-грузовой авиации занимаются дивизионы военной авиации (Boeing, Lockheed Martin, Airbus, Embraer) вместе с производством военных самолетов других типов.
Самолеты военно-грузовой авиации должны отвечать специальным требованиям повышенной живучести в военных условиях. В частности, они должны быть способны транспортировать тяжелую военную технику, взлетать и совершать посадку на неподготовленных аэродромах.
Кроме военных целей самолеты военно-гражданской авиации часто используются при чрезвычайных ситуациях. Речь идет про доставку гуманитарных грузов в районы, которые пострадали от военных конфликтов, наводнений, землетрясений, лесных пожаров и т.п. Еще возможно их использование для коммерческих грузовых авиаперевозок. Подобные самолеты также помогают в повседневном обеспечении войск в удаленных и труднодоступных регионах.
С технической точки зрения самолеты военно-грузовой авиации отличаются наличием большого грузового люка с опускаемым трапом (рампой) в хвостовой или носовой частях фюзеляжа. Еще одна конструкторская особенность - это усиленное шасси для взлета и посадки на коротких взлетно-посадочных полосах с некачественным покрытием. Помимо прочего, на самолетах военно-гражданской авиации должен быть установлен бортовой комплекс связи и обороны - благодаря ему возможной оказывается работа в прифронтовой полосе и за линией фронта.
Характеристика гражданско-грузовой авиации
Большая часть гражданских грузовых самолетов является грузовыми модификациями соответствующих пассажирских лайнеров, которые имеют полномасштабный или увеличенный грузовой салон. Кроме того, широкое распространение получила практика перевода пассажирских самолетов в грузовые после 10–15 лет эксплуатации. Гражданская грузовая авиация проектируется и производится крупными авиастроительными корпорациями в рамках выполнения заказов транспортных компаний-авиаперевозчиков.
Гражданские грузовые самолеты не требуют дополнительного специального оборудования и дублирования некоторых систем. Поэтому самолеты данной категории характеризуются относительно малым весом и небольшой потребностью в топливе.
Объем грузоперевозок - это основной показатель эффективности деятельности гражданской грузовой авиации. Сверхтяжелые самолеты производит только одна компания в мире (Boeing). Остальные самолетостроительные компании предпочитают изготавливать новые гражданские грузовые самолеты средней грузоподъемности.
Напомним, что наиболее распространенная классификация грузовой авиации по грузоподъемности выглядит следующим образом:
- Свыше 100 тонн – сверхтяжелые самолеты;
- 41–100 тонн – тяжелые самолеты;
- 11–40 тонн – средние самолеты;
- Менее 10 тонн – легкие самолеты.
Кроме того, грузовые самолеты на основе такого критерия, как тип двигателей, подразделяются на турбореактивные и турбовинтовые. Турбореактивные самолеты являются более скоростными, чем турбовинтовые, но преимущество последних заключается в малой стоимости их производства и использования, а также в предъявлении ими менее жестких требований к качеству взлетно-посадочных полос. Тяжелые и сверхтяжелые грузовые самолеты обычно имеют турбореактивные двигатели, а средние и легкие самолеты – турбовинтовые двигатели.
Современный рынок грузовой авиации
На современном рынке грузовой авиации сложилась тенденция смены периода спада на период устойчивого роста.
Сектор военно-грузовой авиации в 1990-е гг. испытал спад из-за окончания холодной войны и значительного сокращения заказов основных военных ведомств мира. Однако локальные военные конфликты начала 2000-х гг. способствовали росту спроса на пополнение парка военно-грузовых самолетов и глубокой модернизации поставляемых на рынок машин.
Сектор гражданской грузовой авиации имел спады после терактов в США 11 сентября 2001 г. и мирового финансового кризиса 2008–2009 гг. Однако в средне- и долгосрочной перспективе рынок грузовых перевозок продолжает расти со средним показателем прироста 4,8% в год.