График движения флота - это навигационный план работы судов и тяговых средств, а также организации перевозочного процесса.
Общие сведения о графике движения флота
Организация перевозочного процесса на водном транспорте в качестве главной цели провозглашает удовлетворение потребности грузовладельцев в перевозках. Эффективность этого процесса зависит от множества факторов и условий. Кроме того, транспортный процесс характеризуется высокой степенью стохастичности. Все это обуславливает необходимость планирования перевозочной и сопутствующей ей деятельности.
Для того чтобы решить большое число вопросов, связанных с организацией грузовых перевозок и движением флота в течение будущего периода времени, судоходные компании занимаются составлением навигационных планов, которые чаще называются графиком движения флота. Последнее название сложилось исторически, поскольку на определенном историческом этапе навигационный план представлялся в виде графического изображения.
По своей сути график движения флота является совокупностью взаимосвязанных плановых и нормативных документов, которые регламентируют вопросы организации процесса перевозки по водным путям. К ним относятся такие вопросы, как:
- закрепление грузовых судов за всеми видами потоков грузов;
- согласование движения несамоходных судов и тяговых средств;
- согласование движения флота с его приемом в портах, прохождением через шлюзы, ремонтом, техническим обслуживанием и т.д.
График движения флота играет большую роль для работы водного транспорта. Это проявляется в том, что он обеспечивает выполнение ряда важных организационных вопросов, к которым, в частности, относятся:
- реализация плана грузовых перевозок, рассчитанных на ближайший год, и достижение установленных значений показателей эксплуатации и экономической деятельности;
- рациональная и целесообразная эксплуатация провозной способности флота, пропускной способности портов, пути и гидротехнических сооружений;
- соблюдение установленных сроков доставки грузов;
- безопасность движения флота (в том числе, его сохранность, а также сохранность экипажа, пассажиров и перевозимых грузов);
- согласованная работа всех звеньев водного транспорта с грузовладельцами и с другими видами транспорта.
Составление графика движения флота считается сложной многовариантной задачей, которая характеризуется многочисленностью исходных данных и ограничений. Это связано с необходимостью учета судоходными компаниями при организации перевозочного процесса значительного числа факторов, которые оказывают воздействие на конечные результаты их деятельности.
Рассматривая график движения флота в качестве планового документа, его состав можно представить в виде трех основных разделов. Первый раздел представлен навигационным планом освоения грузопотоков. Второй раздел представлен планом портового и путевого обслуживания грузового флота. Третий раздел представлен планом тягового обслуживания несамоходных судов, плотов и плавучих объектов. Помимо этих документов, можно сказать, что график движения флота включает в себя планы открытия и закрытия навигации, весеннего завоза грузов на боковые реки и другие документы, которые разрабатываются в судоходных компаниях в соответствии с характерными особенностями их работы.
Последовательность и исходные данные для составления графика движения флота
Корректность составления графика движения флота является определяющим фактором для ряда важных показателей функционирования флота. Речь идет про эффективность выполнения пароходством плана грузовых перевозок грузов, про экономические и финансовые результаты деятельности пароходства, корректность и эффективность иных планов. В связи с этим график движения флота нужно составлять тщательно, а поставленные задачи должны решаться на основе качественно обработанных исходных данных и результатов анализа опыта предыдущих навигаций.
Составление графика движения флота осуществляется путем последовательной реализации следующих этапов:
- Анализ фактических значений показателей выполнения предыдущего плана (таких как нормы загрузки, скорости, времени и степень их выполнения).
- Обработка и анализ исходных данных: характеристики судов, портов, причалов, судоремонтных предприятий, путевые условия, нормы загрузки и скорости флота, корреспонденция грузовых и пассажирских потоков.
- Основанное на результатах проведения выше указанных анализов составление плана освоения перевозок, плана тягового обслуживания флота, плана портового обслуживания и других составляющих графика движения флота.
- Расчет эксплуатационно-экономических показателей работы флота.
- Разработка соответствующей технической документации.
Выполнение графика движения флота обеспечивается путем разработки конкретных организационно-технических мероприятий, которые предназначаются для определенных портов, пристаней, отдельных подразделений судоходной компании. При этом в обязательном порядке назначаются лица, которые будут нести ответственность за выполнение этих мероприятий.
Планы работы флота, во главе иерархии которых стоит график движения флота, подлежат углублению и конкретизации. Это находит отражение в оперативном (декадном и суточном), а в порту - и сменно-суточном планировании.
В результате повышается точность планируемых показателей работы флота. Однако в тоже время происходит резкое увеличение количества рассматриваемых вариантов и, как следствие, трудоемкости решения задачи. Поэтому в настоящее время эффективное планирование базируется на использовании современных методов экономико-математического моделирования и передовых средств информационно-коммуникационных технологий.