Система управления поставками товаров - это совокупность звеньев и элементов, которые объединены и взаимодействуют друг с другом в целях организации и осуществления перемещения товаров по логистической цепи поставок.
Общие сведения о системе управления поставками товаров
В последние годы широкое распространение и большую популярность приобрела логистическая концепция управления цепями поставок. Многие экономисты предлагают реализовать данную концепцию путем применения системного подхода. Это говорит о необходимости формирования и введения в эксплуатацию системы управления поставками товаров.
Система управления поставками товаров представляет собой совокупность звеньев и элементов, которые тесно взаимодействуют друг с другом (что говорит об их объединении в одно целое) и, тем самым, способствуют перемещению товаров внутри цепочки поставок (логистической цепи). Базовыми звеньями системы управления поставками товаров являются фокусные предприятия, которые непосредственно взаимодействуют с поставщиками ресурсов, представляющими, так называемый, фронт закупок, и потребителями продукции и услуг, представляющими фронт поставок.
Создание ценности для конечных потребителей продукции и услуг в виде поступивших товаров обеспечивается следующими взаимосвязанными подсистемами, которые входят в состав системы управления:
- подсистема инструментария: ценности, принципы, методы, средства и предметы труда;
- подсистема компетенций: цели, задачи, полномочия, ответственность, приоритеты;
- подсистема механизмов: структура, отношения, требования, ресурсы;
- подсистема контроллинга: функции (процессы), технологии, коммуникации.
Формирование системы управления поставками товаров
Формирование системы управления поставками товаров является той задачей, которую многим современным предприятиям приходится зачастую решать. Массовый характер решения подобной задачи привел к тому, что оно по большей части стало алгоритмизированным. Речь идет про определение последовательности шагов, которые должны быть сделаны в этом случае.
Прежде всего, определяют предпосылки потребления товаров. Многие относят к таким предпосылкам нужду, потребность, привычный образ жизни и ценность. Эти предпосылки во многом определяют качество формируемых систем управления.
Далее проводится работа с внутренними переменными, которые предопределяют конкурентоспособность звена логистической цепи. Эти переменные должны быть сформированы (в соответствии с представленными выше предпосылками потребления товаров), а их параметры - определены, структурированы и согласованы. Внутренние переменные призваны гибко реагировать на изменяющиеся ценности последующих звеньев логистической цепи и обеспечивать высокие результаты звена, которое выступает в роли фокусного предприятия.
Важным этапом является составления плана производства товара. За этим следует определение критериев устойчивости звена логистической цепи.
На следующем этапе происходит согласование параметров внутренних переменных звеньев (поставщика и потребителя) канала логистической цепи. Затем формируют фронты снабжения и поставок ресурсов.
Для того чтобы успешно сформировать систему управления поставками товаров, необходимо определить типы подсистем управления звеном логистической цепи. Кроме того, уточняют и согласуют количественные параметры и качественные характеристики этих подсистем.
Указанные подсистемы подлежат интеграции, на основе чего формируют системы управления звеньями логистической цепи. Они затем тоже интегрируются друг с другом, что позволяет в конечном итоге сформировать систему управления поставками товаров. После этого фактически начинается оперативное управление цепями поставок товаров.
Таким образом, через последовательную реализацию именно этих шагов многие современные предприятия формируют собственные и совместные системы управления поставками товаров в рамках соответствующих логистических цепей.
Роль логистического центра регионального уровня в управлении поставками
Логистический центр регионального уровня нередко принимает участие в функционировании системы управления поставками товаров. На основе подобных центров формируют региональные логистические системы, тесно связанные с транспортной инфраструктурой.
Логистический центр регионального уровня выступает в качестве места интеграции большого числа логистических процессов. В частности, речь идет про перевозки, маршрутизацию, погрузки-разгрузки, складирование, хранение, управление запасами, затаривание, упаковку, сортировку, грузопереработку, консолидацию и разукрупнение партий грузов и др.
В процессе управления поставками товаров логистический центр регионального уровня призван выполнять следующие функции:
- согласовывать и координировать процесс управления поставками с региональными органами исполнительной власти;
- координировать работу логистических компаний и посредников;
- координировать работы с региональными информационно-аналитическими центрами;
- унифицировать и стандартизировать системы документации, которые используются в логистическом процессе поставки товаров;
- наблюдать за рынком логистических услуг, анализировать и прогнозировать грузовые и пассажирские перевозки в регионе;
- контролировать деятельность логистических компаний, организаций и предпринимателей;
- сертифицировать логистические услуги в соответствии с международными стандартами.
Выполнение перечисленных выше функций повышает роль логистического центра регионального уровня с точки зрения формирования и поддержания системы управления поставками товаров. Следовательно, в его участии заинтересованы все другие участники цепи поставок.