Фармацевтическая логистика - это самостоятельная научная дисциплина и направление практической деятельности, которые ориентированы на управление потоками фармацевтической и другой продукции, а также связанных с ними потоков информации, финансов, услуг, способствующих удовлетворению потребностей в фармацевтической продукции.
Суть и становление логистики
Во второй половине ХХ века в мировой экономике получил широкое распространение новый подход к ведению хозяйственной деятельности - логистический подход. В его основе лежит представление всех ресурсов в двух состоянии - в движении и в покое. В первом случае в логистике рассматривают потоки, а во втором случае - запасы.
С течением времени происходило становление логистики и как научной дисциплины, и как практической деятельности. В первом качестве разрабатывались и исследовались способы продвижения по цепи поставок ресурсов (от поставщика до места производства) и готовой продукции (от места производства до потребителя). Во втором качестве происходила реализация этих способов реальными хозяйствующими субъектами.
Цель логистики заключается в обеспечении своевременной доставки до указанного места нужного количества определенного товара надлежащего качества с минимальными затратами.
Логистика является многоаспектной экономической категорией. Возможно выделение и классификация ее отдельных частей. Так, классификационным признаком может выступать отраслевая принадлежность производителей. В связи с этим, в частности, можно утверждать о существовании фармацевтической логистики.
Основы фармацевтической логистики
Фармацевтическая логистика представляет собой отдельную сферу научных исследований и область практической экономической жизни, которая сосредоточена на управлении и оптимизации потоков фармацевтической продукции, а также сопутствующих им потоков других ресурсов и продуктов, что все в совокупности способствует удовлетворению потребностей людей в фармацевтической помощи. Принципиальных отличий фармацевтической логистики от общих логистических и рыночных концепций и понятий не существует, поскольку на фармацевтическом рынке, как и на всех других рынках, присутствуют и взаимодействуют по единым законам рыночной экономики производители, потребители, конкуренты и посредники.
Фармацевтическая промышленность работает на принципах рыночной экономики. Поэтому руководителю фармацевтического предприятия необходимы знания о принципах логистической деятельности и ее особенностях в фармации, о цепочке товароперемещения, состоянии материального потока, ее финансовой и информационной составляющей. Эти знания можно получить после изучения фармацевтической логистики.
Фармацевтическую логистику характеризуют следующие особенности, которые в большинстве своем порождены спецификой фармацевтических препаратов как продуктов производства и объекта купли-продажи на рынке:
- Движение фармацевтической продукции осуществляется не только в экономической, но и в социальной сфере общественной жизни;
- Фармацевтическая продукция оборачивается на рынке соответственно тому, как населению оказываются медицинские услуги, которые исполняют роль логистического импульса, ее движение определяться не только коммерческими факторами, но и медицинскими показателями;
- Товаропроизводители фармацевтической продукции пользуются на рынке большим авторитетом, поэтому они способны оказывать значительное влияние на траекторию товарных потоков;
- Фармацевтическая продукция в настоящее время переживает период мощной диверсификации, что соответственно отражается на процессе товародвижения;
- Пространство товародвижения фармацевтической продукции носит по большей части международный характер, что предопределяет значительную роль в этом процессе импортной продукции;
- Оптово-торговые фармацевтические компании для розничной реализации части своей продукции должны обладать собственной товаропроводящей (аптечной) сетью.
Помимо перечисленных особенностей, стоит указать на то, что процесс товародвижения фармацевтической продукции должен управляться с помощью мониторинга ликвидности. Этот мониторинг заключается в отслеживании за сроками реализации и годности препаратов.
К относительно классическим логистическим функциям (т.е. присущим логистике практически любой отрасли экономики) можно еще отнести маркетинговое обеспечение управления процессом товародвижения. На основе результатов маркетинговых исследований формируется информация о рынке фармацевтической продукции и, прежде всего, о величине спроса, а также о текущем уровне рыночной цены.
На фармацевтическую продукцию предъявляют спрос учреждения системы здравоохранения, которые преимущественно находятся в государственной собственности. В связи с этим большую роль в определении направления и характера потока фармацевтической продукции оказывает механизм государственных закупок, посредством которого государство выступает в качестве одного из крупнейших потребителей на данном рынке. Кроме того, государство способно отдельным компаниям предоставить налоговые и таможенные преференции или, наоборот, дополнительно установить в их отношении обязательные платежи.
Деятельность современных фармацевтических предприятий охвачена процессом компьютеризации. Это позволяет с более рациональным подходом подойти к выполнению транспортных и складских операций (в частности, к оптимизации транспортировки и развозки фармацевтической продукции, к проведению количественной и качественной приемки, к хранению ресурсов, к управлению запасами, к обработке заказов, к пополнению ассортимента, к отгрузке, к документальному оформлению и т.п.).