Грузовые перевозки - это логистическая услуга, которая заключается в организации перемещения груза из пункта отправления в пункт назначения путем использования специальных транспортных средств.
Варианты организации грузовых перевозок
Перевозка грузов может быть организована различными способами. Речь идет, прежде всего, о выборе вида транспорта, который будет задействован в перевозочном процессе. Для перевозки груза может быть использован автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный (включая речной и морской), трубопроводный транспорт.
Каждый из перечисленных видов транспорта имеет как достоинства, так и недостатки. Поэтому грузоотправителю необходимо учесть эти особенности каждого вида транспорта и сопоставить их с конкретными условиями предстоящей перевозки. И на основе этого сопоставления определить оптимальный вид транспорта для перевозки груза.
В зависимости от количества привлеченных видов транспорта транспортировка груза может быть организована либо как прямая перевозка (используется один вид транспорта), либо как смешанная перевозка (используется да или более видов транспорта). Смешанная грузовая перевозка, в свою очередь, также подразделяется на две разновидности, которые отличаются друг от друга количеством задействованных компаний-перевозчиков.
Если за всю перевозку отвечает один перевозчик, то перевозка груза считается мультимодальной. Если же за всю перевозку отвечает несколько перевозчиков (каждый на своем участке маршрута), то перевозка груза считается интермодальной.
Тот или иной вариант организации грузовой перевозки, как правило, выбирается на основе сравнительного анализа следующих критериев:
- сумма общих затрат на осуществление грузовой перевозки;
- общее время груза в пути (т. е. скорость перевозки);
- маршрут грузовой перевозки;
- провозная способность транспортных средств;
- вероятность потенциальных потерь груза во время транспортировки;
- надежность грузовой перевозки на определённом виде транспорта;
- риски, которые связаны с задержкой транспорта (в том числе, из-за его поломки), повреждением и (или) утратой груза и другими форс-мажорными обстоятельствами.
Грузовая перевозка также может быть организована собственными силами предприятия (инсорсинг) или с помощью привлеченных логистических посредников (аутсорсинг). Инсорсинг предполагает использование собственного парка подвижного состава (приобретенного или арендованного), привлечение к работам собственного персонала и т. п. Аутсорсинг заключается в оплате услуг сторонней организации, которая готова самостоятельно подготовить и осуществить транспортировку груза. Выбор между инсорсингом и аутсорсингом грузовой перевозки тоже решается на основе прогнозных данных о предполагаемой экономической эффективности.
Оценка эффективности организации грузовых перевозок
Эффективность организации грузовых перевозок может быть оценена с помощью характеристики используемых транспортных средств. Благодаря этому определяется значение таких показателей, как:
- производительность труда работников транспортного предприятия;
- себестоимость грузовых перевозок;
- размер прибыли транспортного предприятия;
- уровень рентабельности работы транспортного предприятия.
Показатель эффективности организации грузовых перевозок в идеальном случае должен удовлетворять следующим двум условиям. Во-первых, показатель должен давать характеристику объему выполненных грузовых перевозок. Во-вторых, показатель должен оценивать степень согласованности выполняемых грузовых перевозок с удовлетворением потребностей обслуживаемых предприятий, а также со стабильностью и пропорциональностью функционирования звеньев транспортного комплекса.
Возможности транспортного предприятия по осуществлению грузовых перевозок могут быть оценены либо тонно-километрами, либо тоннами. Кроме того, для подобной оценки могут быть использованы и финансовые показатели, которые определяют величину трудовых затрат.
Производительность работы компании-перевозчика грузов определяется натуральными тонно-километрами. Они равны произведению веса перевозимого груза на расстояние поездки. Причем каждый тонно-километр в отдельности характеризует собой одну единицу выполненной работы. Характер и условия перевозок и трудовых затрат на их осуществление не учитываются при подсчете тонно-километров.
Такой показатель оценки эффективности организации грузовой перевозки, как тонна определяет количество перевезенного груза. Однако этим показателем нельзя охарактеризовать экономические затраты, которые непосредственно связаны с перемещением груза.
Большое распространение для характеристики многих сторон хозяйственной деятельности транспортной компании получил показатель рентабельности. Она равна отношению прибыли транспортной компании к стоимости ее производственных фондов. Рентабельность же отдельных грузовых перевозок определяется в результате деления прибыли от транспортной работы на данном конкретном маршруте на себестоимость перевозки на данном маршруте.
На данном этапе развития экономических отношений считается, что эффективность организации грузовых перевозок определяется как сумма следующих составных частей:
- степень удовлетворения потребностей обслуживаемого предприятия в грузовых перевозках;
- эффективность использования подвижного состава транспорта;
- эффективность использования погрузочно-разгрузочных машин и других технических средств.
Таким образом, существует несколько способов для оценки эффективности организации грузовых перевозок, которые используются хозяйствующими субъектами как на предварительной, так и на последующей стадиях управления транспортировками.