«Снабжение по запросам» - это метод получения предприятием необходимых для производства материально-технических ресурсов в нужном количестве через заключение с поставщиками типовых контрактов на длительный срок и поэтапного уточнения фактической потребности.
Снабжение и его методы
Логистический подход предполагает выделение нескольких основных функций, которые должны выполняться предприятием в ходе ведения им хозяйственной деятельности. Одной из ключевых функций любого предприятия является снабжение. Оно представляет собой деятельность предприятия по приобретению в нужном количестве материально-технических, информационных, трудовых и иных ресурсов, необходимых для организации основного производства.
Управление снабжением рассматривается большинством специалистов как снабженческая логистика. Наиболее распространенной формой снабжения является закупка товаров, работ, услуг. В связи с этим также известно такое название, как закупочная логистика.
Снабжение в зависимости от того, какие потребности предприятия подлежат удовлетворению, может быть осуществлено различными методами. Наибольшее распространение получили следующие методы снабжения:
- метод «канбан» - учитывает потребность, которая исходит из конечного монтажа;
- метод трехуровневого планирования - на первом уровне осуществляется программное планирование, на втором уровне распределяют материалы, а на третьем уровне уже непосредственно управляют закупками;
- метод «точно в срок» - ориентируется на соблюдение временных рамок с существенным сокращением запасов;
- метод снабжение по запросам - с поставщиками заключается типовые контракты на длительный период, а данные о фактической потребности запрашиваются на основании поэтапного уточнения;
- метод прогнозных показателей - на определенном уровне формируется спрос на большие партии закупок, а затем в соответствие со спросом приводиться конкретный объем поставок;
- электронно-информационный метод - предполагает работу специалистов предприятия в межкомпьютерном режиме.
Выбор конкретного предприятия основывается не только на учете специфики закупаемых товарно-материальных ценностей, но и на тех достоинствах и недостатках, которые имеет каждый метод. Далее рассмотрим достоинства и недостатки метода «снабжение по запросам».
Характеристика метода «снабжение по запросам»
В основе метода «снабжение по запросам» лежит заключение долгосрочных договоров на поставку между поставщиком и покупателем. В рамках действия этих договоров поэтапно уточняются данные о фактической потребности покупателя в поставке продукции.
Корректировка изначально утвержденных параметров закупки осуществляется в результате последовательного осуществления следующих действий:
- составление прогноза сбыта;
- составление плана сбыта на основе прогнозных данных;
- разработка производственной программы;
- определение потребности по программе и осуществление поставок;
- осуществление корректировки поставок на основе плана сбыта.
Примером реализации метода «снабжение по запросам» является закупка предприятием коммунальных ресурсов. Как правило, между производственным предприятием и организациями коммунального хозяйства заключаются однолетние договоры с возможностью автоматического продления (пролонгации) срока их действия. В некоторых случаях возможно заключение бессрочных контрактов. Необходимость в применении данного метода в отношении этой группы товаров обусловлена регулярным характером потребности в них и различными объемами потребления, объясняемыми сезонными факторами.
Достоинства метода «снабжение по запросам»
Метод «снабжение по запросам» привлекает и покупателей, и поставщиков установлением стабильных и долгосрочных отношений. Контрагенты могут иметь некий уровень уверенности в завтрашнем дне и соответствующим образом планировать свою хозяйственную деятельность на несколько периодов вперед.
В результате установления долгосрочных связей налаживается коммуникация между покупателем и поставщиком, появляется возможность разработки совместных взаимовыгодных проектов. Следовательно, снижается уровень трансакционных издержек. Кроме того, преимуществом метода «снабжение по запросам» можно назвать тот факт, что предприятие освобождается от необходимости постоянного расходования средств и времени на анализ рынка, на поиск поставщиков, на ведение переговоров, на заключение и оформление новых контрактов.
Опция поэтапного уточнения фактической потребности предприятия в материально-технических ресурсах позволяет ему с течением времени менять свою производственную программу. Это значительным образом облегчает процесс управления запасами, поскольку снижается риск затоваривания или, наоборот, возникновения дефицита.
Недостатки метода «снабжение по запросам»
Главным недостатком метода «снабжение по запросам» для предприятия-покупателя является наличие его зависимости от одного конкретного поставщика. В случае действия контракта, заключенного на долгосрочный период, покупатель фактически лишен возможности должным образом отреагировать на появление на рынке новых поставщиков, которые могут предлагать более совершенную продукцию и (или) устанавливать более низкие цены.
Точнее говоря, возможность смены поставщика есть. Но ее реализация требует досрочного разрыва контракта, что в большинстве случаев влечет за собой наложение штрафных (компенсационных) санкций на инициатора разрыва.
Кроме того, высоким является ценовой риск, так как цена закупаемой продукции устанавливается в момент заключения контракта, а реальная рыночная цена в момент непосредственной поставки может отличаться (риск заключается в случае более низкой рыночной цены, а шанс - в случае более высокой рыночной цены).
Особенно это касается тех, кто имеет дело с иностранными поставщиками. Изменение валютного курса зачастую меняют первоначальные экономические условия, в которых заключался контракт.