Диспетчеризация – это процесс централизованного управления работой подвижного состава.
Сущность диспетчеризации работы автобусов и такси
Управление автобусами и такси направлено, в первую очередь, на обеспечение эффективного использования всех технологических, экономических, организационных и социальных ресурсов. Благодаря этому все потребности населения в перевозка должны быть удовлетворены полностью, своевременно и качественно. Одним из действенных способов осуществления эффективной работы пассажирского транспорта (а именно - автобусов и такси) является диспетчеризация.
Диспетчеризация представляет собой процесс централизованного управления работой подвижного состава. Диспетчеризация предполагает, что управление транспортом должно осуществляться из одного центра.
Таким образом, диспетчеризация отрицает способы децентрализованного управления. Основу управления составляют планы организации движения, которые заранее разработаны и утверждены. Контроль, регулирование и управление движением автобусов и такси обеспечивается диспетчерской службой транспортного предприятия. А основной принцип реализации системы диспетчерского управления является маршрутный принцип.
Диспетчеризация работы автобусов и такси призвана решить следующие задачи:
- контролировать соответствие фактического движения автобусов и такси плановым значениям;
- проводить мониторинг качества обслуживания пассажиров автобусных маршрутов и такси;
- улучшать качество обслуживания пассажиров автобусных маршрутов и такси, в том числе, за счет повышения эффективности использования подвижного состава;
- вносить изменения в движение подвижного состава в случае возникновения отклонений от расписаний и необходимости восстановления нарушенного движения;
- обеспечивать своевременный выпуск подвижного состава на линию;
- организовывать заказные перевозки пассажиров;
- согласовывать работу автобусов и такси с другими видами пассажирского транспорта.
Структура диспетчеризации работы автобусов и такси
Диспетчерское руководство работой автобусов и такси состоит из совокупности взаимосвязанных действий транспортного предприятия, во-первых, по подготовке и организации выпуска подвижного состава на линию, во-вторых, по непосредственному управлению движением подвижного состава на маршрутах, в-третьих, по своевременному возвращению подвижного состава назад в транспортное предприятие. При этом диспетчерское руководство в большинстве случаев состоит из двух частей - внутрипаркового руководства и линейного руководства.
Внутрипарковое диспетчерское руководство предусматривает, прежде всего, контроль за подготовкой подвижного состава к выпуску на линию. Эта подготовка, в частности, заключается в составлении необходимой документации.
Более того, именно эта часть диспетчерского руководства транспортного предприятия ответственна за организацию своевременного выпуска. Ради этого оно контролирует фактическое время выезда автобусов и такси на линию. Вместе с тем учитывается время возвращения подвижного состава, а также регистрируются случаи сходов (если таковые происходят).
На основе информации, собранной в течение некоторого периода времени (например, за одну смену), представители внутрипаркового руководства готовят отчетность о работе автобусов и такси.
Линейное диспетчерское руководство на непрерывной основе занимается контролем за соблюдением автобусами и такси расписания движения. Именно линейные диспетчеры регулируют подвижной состав и перераспределяют его в случае необходимости восстановления нарушенного движения.
В задачи линейного диспетчерского руководства входит обеспечение рационального использования резервных автобусов и принятие мер по оказанию технической помощи. Им же движение автобусов и такси согласуется (координируется) с другими видами транспорта.
Организационно-правовой (институциональной) единицей диспетчерского руководства в автотранспортном предприятии, как правило, являются центральные диспетчерские службы. Они выполняют свои функции по следующим трем основным направлениям:
- сбор информации;
- контроль за движением подвижного состава (время работы автобусов, число рейсов, регулярность движения, простои на линии, безопасность движения и т. п.);
- управление перевозочными процессами.
Состав центральной диспетчерской службы представлен двумя аппаратами: руководящим и исполнительным. Руководящий аппарат представлен начальником службы, старшим диспетчером и маршрутным диспетчером. Исполнительный аппарат представлен диспетчерами конечных и промежуточных пунктов, по организации транспортного процесса, по анализу движения.
Техническое обеспечение диспетчеризации работы автобусов и такси
В настоящее время диспетчеризация работы автобусов и такси во многом обеспечивается за счет широкого применения технических средств, которые позволяют устанавливать связь между диспетчерами, которые находятся на предприятии, и водителями подвижного состава, которые находятся непосредственно на маршруте. К основным техническим средствам сегодняшнего дня относятся телефоны, компьютеры и сеть Интернет, факсы, радио и др.
В работе центральной диспетчерской службы широко применяются автоматизированные системы диспетчерского управления пассажирскими перевозками. Сейчас на рынке представлено достаточно много конкретных прикладных программ, предназначенных для обеспечения диспетчерской работы, как отечественного, так и зарубежной разработки.
Таким образом, диспетчеризация в настоящее время является одним из основных направлений развития работы транспортных предприятий, которые специализируются на организации пассажирских перевозок при помощи автобусов и такси.