Транспортно-логистический бизнес - это вид предпринимательской деятельности, который заключается в оказании платных услуг по обеспечению движения материального потока в хозяйственных целях при помощи транспортных средств.
Общее представление о человеческих ценностях
Современная экономическая наука предполагает развитие человеческого хозяйства в русле рыночных отношений. В их рамках особе место занимает система человеческих ценностей, которые руководят желаниями людей и, соответственно, товарно-денежными отношениями.
В самом общем виде человеческая ценность представляет собой субъективную категорию общественных (в частности, экономических) отношений. Она выражает свойство предмета или явления иметь значение для людей. Касательно экономических отношений человеческая ценность проявляется в возможности удовлетворить насущные потребности и получить необходимые блага.
Человеческие ценности играют большую роль в современной экономической жизни общества. Считается, что именно они, регулируя желания и мотивы людей, создают потребительский спрос и всю технологию экономических отношений.
Стоит отметить, что человеческие ценности есть единство объективного и субъективного. Объективность человеческих ценностей проявляется в независимости наличия и характера свойств предметов и явлений от человека. В то же время человеческая ценность есть результат оценки человеком тех или иных свойств, что обуславливает ее субъективность.
Кроме того, человеческие ценности также совмещают в себе такие черты, как относительность и абсолютность. Человеческие ценности относительны, поскольку они меняются в зависимости от действия целого ряда факторов (например, изменения потребностей и интересов людей, формы господствующих в обществе отношений, уровня цивилизованности и т. д.). Однако существуя определенное (иногда весьма продолжительное) время, человеческие ценности проявляют свою устойчивость, что иногда перерастает в абсолютное значение (например, жизнь, благо).
Человеческие ценности в экономике
В настоящее время экономика предполагает, что человеческие ценности - это переменная составляющая концепта полезности. Напомним, что полезностью блага называют его способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность.
В качестве примеров человеческих ценностей в экономике можно привести следующие явления:
- повышение эффективности, производительности, результативности;
- изменение образа жизни;
- изменение стоимости товаров и услуг;
- развитие человеческих ресурсов и капитала.
Человеческие ценности в логистике
Человеческие ценности имеют место во всех сферах экономики (в том числе, в логистике) и, как правило, выполняют роль связующего звена между всеми теми видами деятельности, которые необходимо осуществить для обеспечения прибыльности операций. В этом проявляется традиционный взгляд на человеческие ценности в рыночной экономике: в качестве главной ценности для человека выступает прибыль, получение дополнительной суммы денежных средств.
Эта ценность в большей степени свойственна предпринимателям, которые производят и продают товары, оказывают услуги и выполняют работы. Например, в транспортно-логистическом бизнесе, прежде всего, на получение прибыли нацелена транспортно-логистическая компания.
В то же время для ее прямого контрагента - заказчика услуг - одна из главных ценностей имеет прямо противоположный характер. Она заключается в том, чтобы заплатить исполнителю как можно меньшую сумму денежных средств, чтобы предоставленная услуга была наиболее дешевой.
Кроме стоимостного (ценового) аспекта для заказчиков транспортно-логистических услуг имеет значение (т. е. является в своем роде ценностью) еще ряд факторов.
- во-первых, это безопасность и сохранность груза, который передается для транспортировки. Заказчик рассчитывает на то, чтобы его имущество не было украдено или каким-либо образом испорчено;
- во-вторых, это время транспортировки. Большинство заказчиков надеется на то, что перевозка груза будет осуществлена за как можно меньшее количество времени, без нарушения установленных и закрепленных в договоре сроков;
- в-третьих, для многих заказчиков важно, чтобы к ним работники транспортно-логистической компании относились хорошо, с уважением, без оскорблений. Это играет большую роль при формировании общего представления от оказанной услуги (и даже полученное впечатление может оказаться более значимым для клиентов, чем, например, скорость доставки груза).
Транспортно-логистические компании стремятся удовлетворить перечисленные запросы клиентов. Тем самым, они пытаются повысить свою конкурентоспособность, сформировать на рынке для себя положительный образ. Поэтому нередко такие компании в своих стратегических документах в качестве одного из главных принципов устанавливают клиентоориентированность.
Защиту человеческих ценностей в транспортно-логистическом бизнесе еще осуществляют государственные органы и общественные организации. Прежде всего, это связано с обеспечение экологической безопасности, поскольку многие виды транспортных средств во время своей работы наносят большой ущерб окружающей среде.
Также важно обеспечить безопасность жизни и здоровья людей, общественную безопасность. Это достигается путем установления и обеспечения соблюдения правил дорожного движения.
Таким образом, человеческие ценности оказывают большое влияние на развитие современного транспортно-логистического бизнеса. Существует сразу несколько групп заинтересованных лиц, которые предпринимают усилия для реализации определенной ими группы человеческих ценностей. Их деятельность в данном направлении во многом определяет текущий характер транспортно-логистического бизнеса.