Буксируемая баржа - это грузовое судно, которое не оснащено двигателем и используется для перевозки грузов по воде и других целей.
Сущность понятия «баржа», классификация барж
Морской транспорт представлен различными транспортными средствами, которые способны осуществить перевозку грузов, пассажиров, багажа на водных путях (реках, озерах, каналах, морях, океанах и т. п.). Одним из наиболее используемых в хозяйственных целях средством водного транспорта является баржа.
Баржа представляет собой плоскодонное грузовое судно, которое характеризуется упрощенными обводами корпуса b предназначено для перевозки грузов по водной поверхности.
Тип перевозимого груза является критерием для классификации используемых барж. В соответствии с этим основанием выделяют:
- Сухогрузные баржи - осуществляют доставку насыпных грузов (таких как уголь, песок, гравий, руда, щебень и др.), а также лесов (баржи-лесовозы) и автомобилей (баржи-автомобилевозы).
- Наливные баржи - осуществляют доставку наливных грузов (прежде всего, нефти и нефтепродуктов, а также судового топлива, дизельного топлива, мазута), в связи с чем они, как правило, строятся с двойным дном и двойными бортами (так называемые, бункеровочные баржи / баржи-бункеровщики), а погрузка, выгрузка груза осуществляется специальными грузовыми насосами.
- Универсальные баржи - осуществляют доставку груза любого типа, поэтому они могут быть оборудованы двойным дном, иметь ячеистую конструкцию танков, либо могут использовать вкладные цистерны.
Буксиры для несамоходных барж
Баржи могут быть как оснащены, так и не оснащены двигателем. В первом случае речь идет про самоходную баржу, а во втором - про несамоходную, или буксируемую баржу.
Буксируемая (несамоходная) баржа приводится в движение при помощи буксира. Так называется судно, которое имеет источник двигательной силы определенной мощности и предназначено не для перевозки грузов, а для буксировки барж и плотов.
Обслуживанием буксируемых барж и созданием условий для их транспортировки обычно заняты буксиры, которые подразделяются на две группы: линейные буксиры и буксиры-толкачи.
Линейные буксиры приспособлены для ведения регулярных транспортных буксировок на значительные расстояния. В настоящее время фиксируется небольшая по величине потребность в морских линейных буксирах, поскольку на морях развивается самоходный грузовой флот. Мощность линейных буксиров варьируется от 200 до 1000 л. с.
Буксиры-толкачи сейчас получили большое распространение во внутренних водах (на реках, водохранилищах и озерах). Для того чтобы буксиры-толкачи осуществляли транспортировку буксируемой баржи, в ее кормовой части предусматривают специальные упоры и сцепы. Толкач может одновременно толкать несколько барж, из которых формируют состав. Мощность толкачей-буксиров варьируется в диапазоне от 100 до 10000 л. с. Конкретная величина зависит от таких факторов, как характеристики водного пути, грузоподъемность толкаемых составов, специализация (линейные, шлюзовые, рейдовые) и др.
Метод толкания в данном случае используется вместо традиционной буксировки, прежде всего, за счет своей экономически. Так, его эффективность оказывается выше на 20-30 %, поскольку струя от гребных винтов толкача не ударяется в буксируемую баржу и не тормозит движение. Благодаря этому потерь мощности не наблюдается. Кроме того, толкаемый состав компактнее за счет жесткой сцепки с толкачом, но хуже контролируем на поворотах рек, при боковом ветре или сложных течениях.
Особенности буксировки барж
Буксировка барж является основным видом планируемой буксировочной работы. Буксирное устройство буксируемой баржи называется брагой. Оно представляет собой стальной трос, который обведен под привальным брусом вокруг всей баржи и оканчивается в носовой части двумя огонами, за чем крепится буксирный трос.
Брага рассчитана на использование в течение 3-4 лет. Для ее крепления к бортам судна применяют скобы. Чтобы не допустить потери браги, нужно обеспечить прочность крайних носовых скоб. Крепление буксирного троса на буксируемой барже выполняется за специальные приспособления (например, кнехты, битенги, рымы и др.).
Точка приложения буксира во многом определяет устойчивость буксируемой баржи. Чем дальше точка приложения буксирного троса от центра тяжести баржи, тем послушнее идет она на буксире.
В случае недостатка мощности одного буксира, для буксировки баржи используют двойную тягу. Тогда впереди состава будут поставлены оба буксирующих судна в кильватерную колонну.
По причине неспособности команды буксируемой баржи постоянно работать штурвалом руль на данном судне зачастую закрепляют в положении прямо. При таком положении руля баржи, у которых обводы носа и кормы клинообразны, обычно удовлетворительно держатся на курсе.
Нередким явлением является формирование каравана нескольких буксируемых судов. Их расположение в караване, как правило, исходит из того правила, по которому впереди ставят баржу большего водоизмещения. Впереди одной большой баржи могут поставить малую, но слишком рыскливую баржу (еще есть вариант ее расположения между двумя большими баржами). Это связано с тем, что рыскливость барж (т.е. их свойство уклоняться от курса то в одну, то в другую сторону) приводит к большим эксплуатационным потерям и нередко к тяжелым авариям. Поэтому такие баржи требуют к себе особого отношения.
Работа всех экипажей каравана должна быть слажена. Это является главным условием достижения успеха в буксировке. Следовательно, между капитанами всех буксируемых барж должна быть налажена постоянная связь и взаимный обмен данных о положении на каждой барже. В целом работой по буксировке барж руководит капитан буксира.
Таким образом, буксировка несамоходных барж является сложной технологической задачей, решение которой требует соответствующего технического оснащения, наличия у членов экипажей необходимых знаний, умений, навыков, опыта.