Бизнес-планирование - это деятельность по составлению бизнес-плана, т.е. комплексного документа, в котором отражаются важнейшие аспекты и данные о современном и будущем состоянии предприятия.
Общее представление о бизнес-планировании
Современная экономика характеризуется быстрыми изменениями. Для того чтобы в этих условиях своевременно принимать правильные управленческие решения, предприниматели должны заниматься планированием. Планирование, которое осуществляют хозяйствующие субъекты, принято называть бизнес-планированием.
Бизнес-планирование представляет собой деятельность хозяйствующих субъектов или нанятых ими специалистов по разработке и утверждению бизнес-планов. Бизнес-план можно определить как документ комплексного характера. В данный документ включают результаты анализа потенциально главных для предприятия проблем и основные способы их решения.
Формулируются цели и задачи предприятия на ближайшую перспективу, указываются приоритеты его развития и ключевые сферы хозяйственной деятельности. Бизнес-планирование позволяет дать оценку возможным дальнейшим действиям, осуществлять контроль за состоянием и развитием бизнеса, а не просто специально реагировать на события.
Таким образом, бизнес-план – это плановая программа оптимизации бизнеса. Он может быть разработан как для только создающегося предприятия, так и для уже существующей компании на очередном этапе ее развития с учетом текущей ступени ее жизненного цикла.
Благодаря бизнес-планированию предприятия решают задачи следующего рода:
- Оценить устойчивость, жизнеспособность предприятия в будущем;
- Снизить риски предпринимательской деятельности;
- Конкретизировать перспективы развития предприятия путем их формулирования в виде системы количественных и качественных показателей;
- Создавать условия для появления и поддержания заинтересованности у потенциальных инвесторов предприятия;
- Развивать методы планировать и получать новые перспективные взгляды на развитие предприятия.
Любой бизнес-план должен, в первую очередь, содержать данные, которыми бы обосновывалась экономическая целесообразность принимаемых мер (от непосредственного создания предприятия до заключения контракта с конкретным поставщиком). Как правило, она должна базироваться на точных расчетах ожидаемых результатов финансовой деятельности: объемов продаж, прибыли, доходов на капитал; сроки окупаемости инвестиций, погашения кредиторской задолженности и др. Кроме того, в бизнес-плане нужно отразить потенциальные источники всех видов ресурсов: финансовых (инвесторы, кредиторы, собственные источники), материальных (поставщики), трудовых (рынок труда).
Структура стандартного бизнес-плана представлена следующими составными частями:
- Титульный лист;
- Резюме, история бизнеса, если предприятие уже действует;
- Описание продуктов (услуг);
- Характеристика состояния отрасли, товарных рынков;
- Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии;
- Производственный план;
- План маркетинга;
- Организационный план;
- Финансовый план и оценка риска;
- План исследований и разработок;
- Оценка и страхование риска;
- Приложения.
Таким образом, научно обоснованное бизнес-планирование выступает как гарантия отсутствия технологических и финансовых провалов в будущем. Без этого сейчас невозможно эффективное функционирование предприятий в условиях глобального рынка.
Особенности бизнес-планирования в логистике
Бизнес-планирование в той или иной форме присуще всем коммерческим организациям. В том числе это касается тех предприятий, которые специализируются на возмездном оказании клиентам логистических услуг. В большей степени они известны как логистические компании.
Бизнес-план позволяет логистической компании оценить эффективность предлагаемых к реализации проектов через систему стоимостных и временных показателей. Это, например, выручка, издержки, прибыль, срок окупаемости и т.д. Помимо этого, в рамках бизнес-планирования создания и развития логистической компании важно подробным образом изучить целевую аудитории и особенности рынка - основных потребителей и их предпочтения, влияющие на их выбор факторы, спрос на национальном и международном направлениях, порядок ценообразования и др.
Хозяйственная деятельность логистической компании связано с оказанием услуг по упаковке, хранению и перевозке грузов различных габаритов. В связи с этим в бизнес-плане данной компании необходимо дополнительно обозначить разделы, посвященные вопросам страхования, оформления таможенной и иной документации, поиска поставщиков и посредничества во взаимодействии с ними, сбора грузов и др.
В бизнес-планах логистических компаний большой упор делается на корпоративных клиентов - основную группу потребителей их продукции. В качестве примеров можно привести магазины, супермаркеты (в том числе, которые работают в режиме онлайн), предприятия-производители различных товаров и иные компании, которые организуют переезд офиса из одного места в другой, желают приобрести необходимое оборудование, найти поставщиков и т.д.
Рынок логистических компаний также является конкурентным. Кроме непосредственно логистических компаний, с ними соперничают транспортные компании, курьерские службы и фирмы по доставке товаров. Для того чтобы привлечь внимание клиентов логистической компании в своем бизнес-плане необходимо сформулировать конкурентное преимущество и транслировать его при проведении маркетинговых мероприятий. В качестве такого преимущества могут выступать наличие опыта работы с международными направлениями, низкие тарифы на услуги, короткие сроки их оказания, широкая география пунктов доставки и выдачи, мониторинг перевозок грузов в режиме онлайн и др.