Бизнес-планирование - это деятельность хозяйствующего субъекта по определению целей его функционирования, мероприятий по их достижению, способов, сроков их реализации, их исполнителей, а также ряда других параметров, которые фиксируются в виде положений (норм) плановых документов и подлежат выполнению.
Основы бизнес-планирования
Одним из важнейших направлений в управлении предприятием является бизнес-планирование. Зачастую именно с этой деятельностью связано начало качественно нового этапа в развитии предприятия, поскольку ее результатом является формирование новой конфигурации работы хозяйствующего субъекта в предстоящей перспективе.
Бизнес-планирование представляет собой деятельность хозяйствующего субъекта по составлению бизнес-плана. Бизнес-план является внутренним плановым документом предприятия, в котором находят отражение:
- текущее производственно-хозяйственное и финансовое состояние предприятия;
- текущая рыночная конъюнктура (в том числе, и в отрасли, и в регионе);
- цели хозяйственной деятельности предприятия, в том числе, детализированные по задачам;
- стратегия и тактика достижения намеченных целей и решения поставленных задач (включая конкретные способы, методы, мероприятия, сроки, исполнители);
- ключевые показатели эффективности и их целевые значения и др.
В бизнес-плане предприятие систематизирует основные аспекты намеченного им коммерческого мероприятия, т. е. мероприятия по извлечению прибыли. Кроме того, в бизнес-плане закрепляются управленческие решения, которые были приняты руководством предприятия на основе собранной и обработанной информации с целью получения ожидаемого результата.
Бизнес-план, прежде всего, полезен тем, что дает представление о направлениях вложения денежных средств с целью их возращения в будущем, а также - получения прибыли (т. е. о направлениях инвестирования). Следовательно, бизнес-план может выполнять роль рекламы предприятия для сторонних инвесторов, которые могут предоставить необходимое финансирование.
Еще бизнес-план служит источником информации для работников предприятия, т. е. для лиц, которые непосредственно реализуют проект. Это проявляется в описании продукции, которую предполагают производить, в количестве и качестве требуемых ресурсов, в избранных методах хозяйственной деятельности, в анализе рынков снабжения и сбыта и т. д.
Занимаясь бизнес-планированием, руководство предприятия должно придерживаться принятой структуры бизнес-плана. Это позволит максимально удобно и понятно изложить самую существенную информацию. Структура бизнес-плана традиционно выглядит следующим образом:
- Титульный лист (включая заголовок бизнес-плана, дату его подготовки и указание лица, для кого подготовлен бизнес-план).
- Резюме (включая основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел хозяйствующий субъект).
- Анализ положения дел в отрасли (размеры и сегменты рынка, тенденции его развития).
- Маркетинговый план.
- Финансовый план.
Особенности бизнес-планирования на морском транспорте
Морской транспорт используется для ведения такого вида коммерческой деятельности, как оказание услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов по морю, океану и другим водным объектам. Получение максимальной прибыли в результате оказания этих услуг является основной целью предприятий, которые функционируют на морском транспорте. Поэтому для достижения этой цели данными предприятиями практикуется бизнес-планирование.
Бизнес-планирование фактически выступает в качестве инструмента обеспечения плановой загрузки судов и необходимого потока пассажиров. Для этого требуется определение ключевых населенных пунктов, в которых существует потребность в подобных услугах, а также оценка имеющейся инфраструктуры и возможности навигации по водным и морским путям.
В качестве основных объектов бизнес-планирования на морском транспорте зачастую используются показатели, которые сформированы по следующим группам:
- показатели работы с грузами (объемы перевозки, погрузки, выгрузки грузов - в целом и по отдельным категориям);
- показатели работы с пассажирами (объемы перевозки пассажиров в прямом, местном и пригородном сообщении);
- доходные показатели (расчетная цена, дополнительные сборы, доходы от прочих видов деятельности);
- расходные показатели (фонд заработной платы, расходы материалов, топлива, электроэнергии, стоимость объекта лизинга);
- показатели, характеризующие основные производственные фонды (их стоимость, ввод/поступление, выбытие/ликвидация, средняя производительность судна, ремонт судов) и др.
Важным моментом в бизнес-планировании на морском транспорте является указание качественных характеристик услуг, которые предоставляет транспортное предприятие. В данном случае подразумеваются работа в отдаленных населенных пунктах, наличие опытных лоцманов и капитанов, составление и соблюдение гибкого сезонного графика, использование судов нового типа (которые обеспечивают максимальное удобство и безопасность пассажиров, а также сохранность грузов), обеспечение стоимости услуг ниже услуг авиа и железнодорожных перевозчиков.
Важной частью бизнес-плана предприятия морского транспорта являются инвестиции. Проект должен быть составлен так, чтобы инвестор понял и оценил его привлекательность и объективность расчетов. Главные инвестиции заключаются в следующем:
- в приобретении флота морского транспорта;
- в строительстве объектов инфраструктуры (причалов, портов, маяков, элементов навигации);
- в закупке топлива и прочих компонентов материального обеспечения;
- в найме, тестировании и периодической переподготовке персонала;
- в покупке мебели и оргтехники;
- в формировании резервов на случай наступления форс–мажорных обстоятельств.