Аутсорсинг - это передача предприятием на основании договора своих непрофильных функций сторонним организациям, действующим в данной области.
Общие сведения об аутсорсинге
В последние десятилетия в мировой практике широкое распространение получает такой способ ведения бизнеса, как аутсорсинг. Его появление связано с продолжающимся углублением общественного разделения труда, ввиду чего предприятия стараются сосредоточить свои усилия, в первую очередь, на ведении основной деятельности, а непрофильные функции начинают передавать сторонним специализированным организациям, с которым заключают соответствующий договор. В этом состоит суть аутсорсинга.
Аутсорсинг принимает стратегическое значение в сфере управления компанией. Благодаря аутсорсингу предприятие может быть адаптировано к новым рыночным условиям, быстро входить в новый бизнес, используя все имеющиеся возможности внешней среды, в том числе ресурсы конкурентов. Поэтому многие предприятия зачастую рассматривают аутсорсинг в виде инструмента повышения своей эффективности и конкурентоспособности.
В современной предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передают следующие виды непрофильных функций:
- ведение бухгалтерского учёта;
- обеспечение функционирования служебных помещений (например, их уборка);
- услуги по переводу с одного языка на другой;
- услуги по транспортировке грузов и пассажиров;
- поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры;
- рекламные услуги;
- обеспечение безопасности (охрана).
В некоторых случаях аутсорсинг является обязательным. В частности, законодательство требует от паевых инвестиционных фондов приобретения услуг хранителя, аудитора и управляющей компании ради передачи им функций по учету, контролю и управлению собственными активами фонда.
Характеристика аутсорсинга на магистральном транспорте
Магистральный транспорт по своему характеру является внешним. Он обеспечивает установление и развитие хозяйственных связей между производителями и потребителями продукции, осуществление пассажирских перевозок.
Последние десятилетия активно ведутся разговоры о необходимости создания и начала реализации перспективной программы внедрения аутсорсинга. Это связано с тем, что многими компаниями аутсорсинг воспринимается как высокоэффективный инструмент повышения производительности магистрального транспорта.
Магистральный транспорт представлен автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (речным и морским), трубопроводным транспортом (в виде нефте-, продукто- и газопроводов), а также линиями электропередачи. Магистральный транспорт нужно отличать от внутрипроизводственного, промышленного транспорта (например, для транспортировки материалов между цехами и складами), а также от городского транспорта (автобусы, троллейбусы, метро, личные автомобили).
Однако стоит зафиксировать тот факт, что в настоящее время практика передачи на аутсорсинг функций, видов деятельности или производственных циклов, связанных с выполнением законченных работ и услуг, широкого распространения на отечественных дорогах не получила. На аутсорсинг, как правило, передают отдельные виды технологических процессов или операций. Более того, аутсорсинг используется для покрытия сезонных потребностей магистрального транспорта в дополнительном персонале.
В то же время нельзя не признать, что на ряде железных дорог и транспортных компаний происходит аутсорсинг функций по обслуживанию пассажиров (в поездах, в самолетах и т.п.). Еще на внешнее выполнение и управление передаются прачечные комплексы, предназначенные для стирки одежды персонала транспортных компаний (стюардов, водителей, пилотов и т.д.), а в некоторых случаев - пассажиров.
Как показывает практика, многие транспортные предприятия делят организации-аутсорсеров на две группы. Первая группа представлена организациями, которые оказывают незначительное количество работ. Вторая группа - организациями, которые выполняют более 75 % работ, переданных на аутсорсинг.
Чтобы аутсорсинг был эффективным, транспортные компании стремятся сократить количество аутсорсеров, с которыми будут заключаться контракты. Однако при сокращении количества поставщиков возрастает зависимость от них и уменьшается конкуренция между ними как фактор повышения качества работы. Критериями выбора организации-аутсорсера являются низкая цена, высокое качество работ и наличие опыта работы с предприятиями магистрального транспорта.
Специалисты говорят о том, что в целях эффективной работы в условиях аутсорсинга каждое конкретное структурное подразделение предприятия магистрального транспорта должно определит цель от применения аутсорсинга. Обычно формулируют одну из следующих целей:
- оптимизация численности работников предприятия, повышение уровня производительности их труда;
- высвобождение несписочного состава путем перевода работников, которые ранее были оформлены по гражданско-правовым договорам, в организацию-аутсорсер;
- экономия расходов предприятия.
Независимо от выбора цели, аутсорсинг может быть использован предприятием только в случае реальной экономии средств или непревышения их расходов. Так, известные консалтинговые компании в своих отчетах заявляют, что к последним годам контракта по передаче функций на аутсорсинг его стоимость может превышать себестоимость внутреннего процесса по различным оценкам на 30-45 %.
Если предприятие магистрального транспорта примет решение о внедрении аутсорсинга, то ему, нужно установить четкие требования, критерии и условия при реализации и управлении аутсорсингом, а также разработать и обоснованно применять методы оценки установленных аутсорсинговых взаимоотношений.