Логистические издержки - это выраженные в денежной форме затраты, которые связаны с расходованием хозяйствующими субъектами разных видов экономических ресурсов в процессе выполнения логистических функций.
Виды логистических издержек
Выполнение логистических операций требует от хозяйствующих субъектов расходования экономических ресурсов (труда, материалов, финансов, информации и др.). Выражение этих затрат в денежной форме позволяет нам получить представление о логистических издержках.
Логистические издержки предприятия обычно включают в себя издержки обращения и часть издержек производства:
- Издержки обращения возникают в процессе продвижения готовой продукции из сферы материального производства до потребителей;
- Издержки производства возникают в процессе непосредственного изготовления продукции.
Большая часть логистических издержек представлена издержками обращения. В их состав входят расходы на оплату труда, на содержание и эксплуатацию зданий и оборудования, транспортировку, хранение и др.
Транспортные издержки являются дополнительными издержками предприятия, которые обусловлены продолжением производственного процесса в сфере обращения. Этот вид издержек представлен расходами на содержание собственного транспорта, на оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных организаций, на оплату погрузочно-разгрузочных работ, услуг по экспедированию грузов и др. Транспортные издержки необходимы из-за перемещения ресурсов от поставщиков до места производства и перемещения продукции от мест производства до непосредственных потребителей.
Еще одна разновидность логистических издержек обращения - это издержки хранения, которые связаны с обеспечением сохранности ресурсов и продукции. Издержки хранения состоят из расходов, которые обусловлены содержанием складских помещений, оплатой труда складского персонала, недостачей продукции в пределах норм естественной убыли, обеспечением выполнения административно-управленческих и других функций.
По разным подсчетам, издержки хранения могут достигать 40% от затрат на формирование и хранение запасов. Их сокращения можно добиться за счет внедрения современных складских, обеспечения сохранности материальных ценностей, технологий ускорения товарооборачиваемости и т.п.
Концепции учета и анализа логистических издержек
Представление о логистических издержках менялось вместе с развитием самой логистики. Интенсивным образом совершенствовались методические основы калькуляции логистических издержек, что во многом зависело от структуры себестоимости продукции.
На первых порах логистическими издержками признавали затраты, которые были вызваны выполнением операций по перемещению грузов (речь идет про транспортировку, складирование, обработку заказов и т.п.). С течением времени распространялась практика по рассмотрению логистических издержек в качестве оптимизации затрат на перемещение готовой продукции, включая ее хранение и содержание запасов, упаковку и ведение поддерживающей деятельности (например, изготовление запасных частей, послепродажное обслуживание и т.д.).
В экономике начался процесс интеграции логистических функций. Поэтому многие предприятия стали в своей логистической деятельности использовать концепцию "полных издержек распределения". В состав последних были включены расходы по обеспечению производства материальными ресурсами, объясняя это тем, что решения, которые относятся к уровню обслуживания, оказывают существенное влияние на размер товарно-материальных запасов, требующих поэтому включения в логистическую систему.
Сравнивая расходы на материально-техническое обеспечение производства и расходы на распределение готовой продукции, то можно обнаружить двух-трехкратную разницу между ними в пользу второй категории. Это, в том числе, подвигло к отказу от изолированного рассмотрения мероприятий по рационализации сферы обращения и производства. В практику коммерческих предприятий вошел "принцип одного зонтика", согласно которому используется метод суммарных издержек и анализируется общая величина затрат.
На данный момент, когда широко используется понятие "миссия", логистические издержки учитываются при условии обязательного отражения материальных потоков, которые пересекают традиционные функциональные границы, возникающие при выполнении отдельных операций. Отсюда следует требование идентификации издержек по обслуживанию потребителей на рынке. Благодаря этому издержки и доходы могут быть анализированы раздельно по типам потребителей и сегментам рынка или каналам распределения. Следовательно, общие затраты на логистику определяются в соответствии с ее целями и в то же время в связи с выполнением традиционных функций логистики.
Основы анализа логистических издержек
Приступая к анализу логистических издержек, предпринимателям и менеджерам нужно иметь в виду, что содержание и сумма этих издержек во многом зависит от действия следующих факторов:
- Специфика и масштаб хозяйственной деятельности предприятия;
- Используемые виды транспорта и транспортные средства (собственные или привлеченные);
- Вид, масса, размер, упаковка перевозимого груза;
- Маршрут и вид сообщения, расстояние перевозки;
- Организация складирования;
- Используемые способы погрузки и выгрузки;
- Налоговые и таможенные правила и т.д.
Укрупненный анализ структуры логистических издержек осуществляется по следующим группам затрат: снабжение, производство и сбыт продукции. Издержки снабжения представлены издержками на закупки, на транспортировки, на содержание склада и оборудования, на хранение и переработку груза, на администрирование. Производственные издержки представлены издержками внутризаводского перемещения, контроля, грузопереработки, управления. Сбытовые издержки - издержками управления заказами и запасами готовой продукции, содержания складского хозяйства, доставки и возврата готовой продукции.