Семиотика как наука
Семиотика – это наука, изучающая знаки и знаковые системы как средства хранения, переработки и передачи информации в природе и человеческом обществе.
К семиотическим относят процессы, связанные с:
- хранением информации,
- переработкой информации,
- передачей информации.
Предмет семиотики – это знаковое воплощение коммуникационных процессов во всех сферах социальной и природной жизни, где имеются информационные процессы.
Объект семиотики – интенсивные процессы коммуникации, причем акцент делается на форме.
Различают следующие разновидности коммуникативных процессов:
Сознательные, которые находятся в сознательном поле и характеризуются:
- наличием адресанта и адресата (отправителя и получателя сообщений),
- намерением передать информацию,
- наличием обратной связи.
Бессознательные, которые происходят вне зависимости от сознания и намерения адресанта.
- Внутриорганизменные, которые происходят в рамках искусственного или естественного интеллекта.
- Надсознательные, которые происходят на уровне сообществ и групп.
Одним из разделов семиотики является когнитивная семиотика, изучающая структурированность содержания с позиции переработки информации людьми.
Разнообразие знаковых систем отражается в семиотике:
- живописи,
- театра,
- кино,
- социальной и т. д.
Рассмотрение семиотики ведется в трех аспектах:
- структурном (процесс движения между формой и содержанием);
- коммуникативном (движение между содержанием и формой);
- социальном (отражающем разнообразие контекстов функционирования используемых в обществе знаков).
Отдельные семиотики – это модели определенных фрагментов мира, отображающих возможные состояния и те или иные черты данного фрагмента.
Семиотика дает возможность:
- проследить онтологическое единство в любых информационных процессах, что обусловлено использованием знаков;
- открыть для информационных процессов в обществе и природе единую знаковую основу;
- осмыслить закономерности общения и познания, связанные с семиотической природой процессов;
- охарактеризовать имеющуюся в структуре общества и структуре личности информационно-семиотическую компоненту;
- расширить сферу гуманитарных исследований;
- использовать наиболее точные методы в гуманитарных науках.
Зарождение и развитие семиотической мысли
В Античности было выработано две концепции происхождения имен вещей:
- фюсей, в соответствии с которой имя вещи находится в соответствии с ее природой. Данная точка зрения прослеживается в трудах Гераклита, стоиков, гностиков, пифагорейцев;
- тесей, в соответствии с которой имя вещи сознательно устанавливается людьми. Данная точка зрения прослеживается у Демокрита, Платона, Аристотеля.
Сторонники теории фюсей в качестве объяснения естественной мотивированности имени указывали на следующие факторы:
- звуки речи более яркие, чем неязыковой мир;
- звуки речи обусловлены физиологическими ощущениями людей.
Мнение стоиков было поддержано Святым Августином (354-430 гг.). Он объяснял природность названий следующими факторами:
- явление звукоподражания;
- зависимость между ощущением от вещи и характером оказываемого ей на человека воздействия.
Говоря о теории тесей, нельзя не указать на самое знаменитое древнегреческое сочинение о языке – платоновский диалог «Кратил, или о правильности имен». В этом труде философом высказываются следующие идеи семиотики:
- мотивированность слов обуславливается разной природой;
- мотивированность присуща именам в разной степени;
- люди принимают имена в соответствии с договоренностями, т.е. принятие имен конвенционально.
Общую характеристику развития семиотической мысли до XIX века можно охарактеризовать следующими основными идеями:
- Спор о природе имен, возникший среди древнегреческих философов.
- Проведенный стоиками анализ строения знаков.
- Учение Филона Александрийского (ок. 25 г. до н. э. – ок. 50 г. до н. э.) о различных способах текстовой интерпретации и четырех смыслах текста Писания.
- Представления Псевдо-Дионисия Ареопагита (V-начало VI в.), характеризуемые как неоплатонические, касающиеся бессилия человеческого языка в сфере познания;
Средневековый спор реалистов и номиналистов о природе универсалий и их обозначений, который вели:
- Раймонд Луллий (ок. 1235-1315 гг.) – испанский философ и поэт, миссионер и один из первых европейских арабистов – разработал и отчасти реализовал принципы работы логического автомата;
- Джон Локк (1632-1704 гг.) – английский философ и провозвестник политического либерализма – указал, насколько важной является проблема обозначения простых и сложных идей с использованием знаков. Он видел в процессах означивания одну из ключевых сфер умственной работы, считая, что означивание и знаки должны рассматриваться в рамках специальной теории (именно Локку принадлежит авторство названия «семиотика»);
- Иоганн Генрих Ламберт (1728-1777) – немецкий математик, астроном, физик и философ – включил в двухтомный философско-онтологический труд «Новый Органон» семиотический раздел, в котором рассматриваются как языки, так и неязыковые коммуникативные средства. Он видел в них перевод знаний о мире сначала на обычный язык, а затем на язык науки.
Впервые целостная теория знаков и знаковых систем была разработана Чарльзом Сандерсом Пирсом (1839-1914). Он классифицировал знаки, выделив:
- знаки-символы,
- знаки-копии,
- знаки-индексы.
Перечисленные классы отражают этапы семиозиса – процесса порождения значения, или процесса интерпретации знака.
Фердинанд де Соссюр (1857-1913) основал структурную лингвистику. Он рассматривал семиологию (такое название для науки о знаках он сам предложил) частью социальной психологии, а лингвистику – частью семиологии. Соссюр выделял три свойства языковых знаков:
- абстрактность (произвольность), т. е. конвенциональность, условность слов;
- линейность означающих языковых знаков;
- «изменчивость и неизменчивость» знаков.