Общая характеристика проблемы
Проблема как форма развития знания – это сложный теоретический или практический вопрос, который требует изучения и разрешения; в научном смысле – противоречивая ситуация, выражающаяся как существование противоположных позиций при объяснении какого-либо явления, процесса, объекта и требующая для своего разрешения адекватной теории.
Разрешение проблем – неотъемлемый элемент различной деятельности:
- с постановкой и разрешением проблем неизбежно связано творчество как процесс создания чего-либо нового;
- менеджмент преимущественно состоит из принятия решений, но в ходе обсуждения фокус внимания, как правило, помещается на решение проблем (иными словами, на получение ответов на возникающие вопросы). Хотя решение проблем и принятие решений могут быть разграничены, было бы неоправданно отрицать взаимосвязь между ними. При этом в научной литературе существует дискуссионность относительно выделения в составе разработки управленческих решений таких компонентных составляющих, как «принятие решений» («decision – making») и «решение проблем» («solving – problem»). Можно встретить спектр авторских позиций – от полного отождествления этих терминов до их крайнего противопоставления.
Процесс разрешения всякой проблемы может быть представлен в виде последовательности взаимосвязанных шагов, которые в конечном счете ведут к снижению неопределенности в деятельности и знаниях людей. Тем не менее, вплоть до последнего момента решение проблемы не дает возможности получить окончательное решение – достичь цели творческого поиска. Достижение цели проблемы происходит только тогда, когда удается выработать идею, способную стать необходимым и достаточным средством для получения решения. Так происходит преобразование проблемы в задачу, решаемую по правилам трансформации условий.
Возникновение проблем детерминировано:
- господствующими ценностными установками,
- предшествующими (уже имеющимися) знаниями,
- социальными потребностями.
Ценностные установки вводят в проблему важные, необходимые на определенном этапе творческой деятельности компоненты, которые содержат:
- критерии допустимости и предпочтительности отыскиваемых решений,
- разрешающие и запрещающие сведения для введения тактики и стратегии выбора решения.
Важно понимать, что условия, необходимые для возникновения проблемы, вовсе не обязательно одновременно являются необходимыми для ее разрешения условиями. Когда проблема вызревает, часть из условий может быть отброшена как противоречивые или избыточные.
«Проблема» и «противоречие познания» - это не тождественные понятия. Противоречие может появиться как свидетельство необходимости запретить определенные этапы или результаты деятельности, а не выдвижения проблемы. Кроме того, постановка проблемы будет вызвана противоречием только при условии наличия у человека надлежащей ценностно-познавательной ориентации, т.е. когда он в своей деятельности руководствуется принципами единства и непротиворечивости результатов. Творческий процесс порождает отделение действительных проблем от мнимых и сомнительных, которые неизбежно возникают. Критерии отделения бывают двух типов – в зависимости от того, характеризуют ли они содержание или форму проблемы:
- содержательные критерии могут относиться как к условиям (предпосылкам), так и к выдвигаемой цели;
- формальные критерии касаются соблюдения языковых правил при формулировании проблем.
К предпосылкам формулирования действительных проблем предъявляются следующие требования:
- наличие истинных положений;
- опора на знания и ценностные ориентиры, необходимые на данном творческом этапе;
- ясность формулировки.
Требования к цели:
- выражение на языке предпосылок;
- отсутствие противоречий со средствами достижения;
- превышение уровня содержательности над имеющимися исследовательскими средствами;
- последовательность при выдвижении;
- возможность верификации (проверки результатов);
- ясность формулировки.
Формулировка проблем
Четкая формулировка проблемы – обязательное условие ее решения. Если проблема определена неверно, невозможно найти верное решение, которое бы позволило ликвидировать имеющиеся трудности и предотвратить их дальнейшее появление.
Формулировка проблем ассоциирована с трудностями двух типов:
- субъективными,
- объективными.
Ключевая субъективная трудность – неготовность признать проблему, отказ от ее существования из-за нежелания сталкиваться с ней или неспособности правильно ее идентифицировать. Некоторые люди сам термин «проблема» воспринимают исключительно в негативном ключе.
Ключевая объективная трудность – неоднозначность принятого определения проблемы. С одной стороны – проблема понимается как расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоления этого расхождения. С другой стороны – проблема означает расхождение между действительным и потенциально возможным.
Поскольку люди сталкиваются с разноплановыми и сложными проблемами, классифицировать их достаточно трудно. Каждая отдельная ситуация неповторима, она складывается в специфических сопутствующих условиях. Говоря о классификации проблем, обычно кладут в основу характеристику тех решений, в которых проблема будет решаться. Исходя из того, что в формулировке проблемы обязательно должна наличествовать цель, выделяют три категории проблем:
- проблемы стабилизации (проблемы естественно возникающих изменений). Возникновение проблем данного типа связано с наличием отклонений от «нормальных параметров»;
- проблемы адаптации (оптимизационные проблемы). Они возникают в ситуациях, когда изменяются требования среды к результатам деятельности;
- проблемы инновации (проблемы целенаправленных (преднамеренных) изменений). Наличие данного вида проблем связано с необходимостью обеспечить не просто выживание, но и развитие за счет создания чего-то совершенно нового, ранее не существовавшего.