Логическое понимание вопроса
Отношения между вопросами по информативности и степени неопределенности – это способы классификации вопросов в зависимости от того, каково содержание вопроса и насколько полна содержащаяся в нем информация.
Вопрос – это мысль, побуждающая к ответу, выражающая просьбу дополнить имеющуюся информацию с целью устранения или уменьшения познавательной неопределенности.
Имеющаяся информация, которая явно или неявно содержится в вопросе и выражается в виде суждения или системы суждений, называется предпосылкой вопроса.
Предпосылки позволяют использовать вопросы для передачи информации. Различают логически корректные и логически некорректные вопросы.
Вопрос является логически корректным, если на него можно дать истинный ответ, снижающий познавательную неопределенность. На логически некорректные вопросы такого ответа дать нельзя.
Вопросы признаются некорректными, если:
- в их формулировке содержатся выражения, значения или смыслы которых неизвестны;
- все выражения, входящие в формулировку вопроса, имеют определенные смыслы или значения, однако между этими выражениями нет согласования («Будете ли Вы проживать в России последние десять лет?»);
- содержание вопроса недоопределенно («Автомобиль проехал по первой полосе или по крайней?»);
- предпосылкой вопроса является ложное суждение. На такие вопросы невозможно дать истинный ответ, поэтому их называют провокационными («Перестала ли ты есть мух на завтрак?»);
- на вопрос нельзя дать ответа, снижающего познавательную неопределенность, поскольку ее нет. Такие вопросы называются тавтологичными — логически тавтологичными, если запрашиваемая информация выражается его логической формой («Является ли Петрова тем человеком, которым она является?»), или фактически тавтологичными, если запрашиваемая информация выражается всеми терминами, входящими в его формулировку, а не только логической формой («Между кем была русско-французская война?»). Интересно, что некоторые вопросы только кажутся тавтологичными: «Сколько лет длилась столетняя война?» - на самом деле, не 100 лет, а 116 лет (с несколькими перерывами).
Логическое понятие вопроса относится к структуре и содержанию вопроса, которое определяет его логическую цель и ожидаемый ответ. Оно связано с тем, как вопрос сформулирован и какой тип информации требуется получить.
В логическом аспекте, вопросы бывают открытыми или закрытыми.
Открытый вопрос требует более развернутого ответа и позволяет более свободное выражение мнения или идеи.
Примеры открытых вопросов: «Как вы относитесь к изменению климата?» или «Расскажите о своих планах на будущее».
Закрытый вопрос, напротив, имеет конкретные варианты ответов и обычно требует от пользователя выбора из предложенных вариантов.
Примеры закрытых вопросов: «Вы предпочитаете кофе или чай?» или «Вам больше 18 лет?».
Кроме того, существуют различные типы вопросов в зависимости от того, какую информацию они запрашивают. Например, вопросы, требующие определения, объяснения, сравнения, оценки или предсказания.
Важно учесть логическое содержание вопроса при его формулировке, чтобы обеспечить ясность и точность. Старайтесь задавать четкие и конкретные вопросы, чтобы получить наиболее полезные и информативные ответы.
Информативность вопросов
Вопросы могут быть классифицированы по степени информативности, то есть по тому, насколько они требуют предоставления конкретной информации или фактов. Вот некоторые основные типы вопросов по информативности:
- Фактические вопросы. Эти вопросы требуют ответа, основанного на конкретных фактах или информации. Примеры вопросов: «В каком году был основан ваш город?» или «Какого цвета яблоки?».
- Концептуальные вопросы. Эти вопросы требуют объяснения или определения понятия. Они могут позволить более развернутые ответы, основанные на знаниях и понимании. Примеры вопросов: «Что такое демократия?» или «Как работает двигатель внутреннего сгорания?».
- Открытые вопросы. Эти вопросы позволяют более свободно выразить мнение или идею и не требуют конкретного ответа. Они могут способствовать более глубокому обсуждению или размышлению. Примеры вопросов: «Каковы ваши мысли о будущем образования?» или «Что вас вдохновляет?».
- Предполагающие вопросы. Эти вопросы предполагают определенную информацию и могут быть использованы для проверки знаний или уточнения деталей. Примеры вопросов: «Какой город является столицей Франции?» или «Сколько штатов в США?».
- Риторические вопросы. Эти вопросы задаются без ожидания фактического ответа и используются для подчеркивания или усиления заявления. Примеры вопросов: «Кто не хотел бы быть счастливым?» или «Зачем вообще нужны комары?».
Классификация вопросов по информативности помогает определить, какую информацию и какой тип ответа можно ожидать. Важно выбирать подходящий тип вопроса в соответствии с целью и контекстом общения.
Степень неопределенности вопросов
Степень неопределенности вопросов характеризует, насколько вопрос является размытым или неопределенным в своей формулировке, что может затруднять понимание и ответ на него. Вот некоторые градации неопределенности вопросов:
- Очень конкретные вопросы. Эти вопросы четко определены и требуют конкретного ответа. Они обычно начинаются с вопросительного слова «кто», «что», «когда», «где» и т.д. Пример: «Какой цвет у вашей машины?»
- Относительно конкретные вопросы. Эти вопросы содержат некоторую степень неопределенности или включают в себя выбор из нескольких вариантов. Они могут требовать более развернутого ответа или уточнения. Пример: «Какой ваш любимый фильм из предложенных: А, Б или В?».
- Неопределенные вопросы: Эти вопросы могут быть размытыми или общими, они не конкретизируются и требуют широкого ответа или уточнения. Пример: «Как вы проводите свободное время?»
- Открытые вопросы. Они не имеют конкретного ответа и позволяют пользователю выразить свои мнения или идеи. Пример: «Как вы видите свое будущее?».
Если вопрос слишком неопределенный, для получения ответа может потребоваться уточнение или переформулировка.