Содержание логико-информационной культуры
Логико-информационная культура – это умение ориентироваться в мире информации, самостоятельно находя необходимую информацию и творчески ее перерабатывая.
Современное общество эволюционирует исходя из системообразующей социально обусловленной предпосылки, состоящей в непрерывном обучении каждого члена этого общества. При переходе к информационному обществу homo sapiens («человек разумный») превращается в homo scholasticus («человека обучающегося»).
Для успешной жизнедеятельности современному человеку нужно уметь:
- критически мыслить,
- идентифицировать проблемы,
- находить пути их рационального решения с помощью современных технологий,
- самостоятельно развивать свою нравственность, культурный уровень и интеллект.
Сегодня уровень развития государства зависит не от количества материальных ресурсов, а от уровня развития информационных технологий, общей культуры и образования. Каждый член социума может получить доступ к мировому культурному наследию через Интернет, что активизирует культурное взаимодействие и обмен, устраняет социальные, временные и пространственные барьеры, формирует единое глобальное информационное пространство.
В результате информатизации создается информационно-технический потенциал общества, который задается – среди прочего – уровнем развития информационно-коммуникационных технологий. Значительное влияние на потенциал оказывает и уровень информационной культуры как отдельно взятых личностей, так и социума в целом. Человеческий фактор – ключевое условие эффективности и успеха информатизации.
Информация и особенно умение с ней обращаться обладают значимостью как эффективное средство управления социумом и отдельной личностью. Чтобы адекватно воспринимать массивы информации, требуется информационная культура – один из аспектов общечеловеческой культуры. Если человек обладает логико-информационной культурой, он может сам извлекать и интерпретировать полученную информацию. Соответственно, логико-информационная культура – один из базовых показателей культуры человека. Информационная культура трактуется по-разному:
- как необходимый фактор эффективного освоения культурной реальности человеком, овладения всем выработанным человечеством на протяжении веков богатством;
- как сама действительность, ценность, появившаяся в результате культурно-созидающей деятельности;
- как атрибут непосредственно культурного бытия и личностных проявлений (форм общения, поведения и т. д.).
Информационную культуру можно рассматривать более широко, нежели компьютерную грамотность. При этом придется признать, что общие методы представления компетенций (знаний и умений) следует искать не только в околокомпьютерных ситуациях – реальная сфера применения информационной культуры, безусловно, намного шире.
Повышение логико-информационной культуры в системе образования
Традиционно информационную культуру рассматривают во взаимосвязи с обучением информатике и приобретением компьютерных навыков. Однако на самом деле необходимо принимать во внимание и другие компетенции:
- библиотечно-библиографическую грамотность,
- культуру чтения,
- умение логически мыслить.
Действительно, обучающиеся имеют возможность активно использовать информационные ресурсы как общественный продукт, обладают доступом к информации без каких-либо существенных ограничений, но это еще не равно усвоению самой информации. Строго говоря, неправомерно ставить знак тождества между передачей сведений и приобретением знаний, т.к. характер информации общественно-социальный, а знания – личностный. Поэтому задачу обучения можно определить как превращение информации в личное достояние обучающихся.
Одним из ключевых вопросов педагогики является развитие у обучающихся мотивированности. Для этого нужно усиливать творческую активность и целеустремленность обучающихся. Основной задачей современных подходов к модернизации образовательной системы представляется формирование личности, обладающей нестандартным мышлением, способной искать взвешенные решения, базирующиеся на самостоятельном исследовании и познании окружающего мира. Такой человек должен учиться на протяжении всей жизни.
Формат обучения меняется – от классических форм и канонов отходят, традиционные лекции и уроки уступают место новым, нетрадиционным видам подачи и усвоения информации. Это является откликом на присущее молодым поколениям «клиповое мышление» - привычку воспринимать информацию через короткие занимательные сюжеты, обладающие яркими, наполненными эмоциями образами. Современное образование вынуждено подстраиваться. По сути, складывается новая система образования, в которой на смену традиционным способам передачи информации приходит использование информационно-коммуникационных технологий. Для развития у обучающихся креативных способностей применяют:
- технологии проектной деятельности,
- технологии проблемного обучения,
- информационно-коммуникационные технологии,
- ТРИЗ-технология.
Наиболее полного становления информационной культуры можно достичь в условиях информационной среды, где может быть раскрыто содержание передаваемой в рамках различных учебных дисциплин учебной информации.
Логико-информационная культура формируется через развитие умения самостоятельно получать новые знания и умения, через использование особого стиля мышления, который призван обеспечить необходимую социальную адаптацию к постоянным переменам, которая гарантирует постоянно обучающемуся человеку достойное место в информационно насыщенной среде.
Формирование логико-информационной культуры в процессе обучения происходит поэтапно и обусловлено, как минимум, двумя основными психолого-педагогическими условиями:
- базовым уровнем информационной грамотности обучающихся,
- личностными качествами педагога и обучающегося, способствующими формированию личной логико-информационной культуры.