Использование сказок при обучении логике
Логика и сказка – это взаимодействие науки о правильном мышлении и жанра повествовательного произведения о вымышленных событиях, которое может быть разнонаправленным (в частности, внутреннее построение логики сказки или использование сказок при обучении логике).
В настоящее время вопросы обучения и воспитания детей рассматриваются через призму общественных трансформаций. Образование рассматривается как диалог культур и диалог личности. Ключевым вопросом становится развитие личности, которое невозможно представить без развития логических способностей и навыков критического мышления. Это требует введения курса логики на самых ранних ступенях образования – в дошкольных учреждениях и начальной школе.
Дискуссионным остается вопрос о роли фольклора в образовательном процессе в эпоху постмодернизма. Высказывается мнение, что его решение отражает отношение современного человека к традиционным народным ценностям. Педагоги активно обращаются к народной культуре, тем самым активизируя культуросообразный процесс возрождения нравственности. Ребенок познает ценности народной культуры в первую очередь через сказку, которая является своеобразной художественной летописью жизни народа. Произведения фольклора:
- выступают предметом диалога культур,
- стимулируют самостоятельное обдумывание культурных особенностей ребенком.
Сказки интересны детям благодаря своим особенностям:
- самому построению и композиции,
- яркому противопоставлению зла и добра,
- фантастическим образам,
- выразительному языку,
- динамике событий,
- повторам.
Сказка является одним из древнейших средств воспитательной деятельности. В сказке в символической форме вводятся ситуации, переживаемые детьми, а благодаря пониманию этих ситуаций на бессознательном и сознательном уровне дети получают возможность разобраться в своих переживаниях и чувствах. Героями сказок часто выступают сами дети и их родственники (бабушки, дедушки, сестры, братья) или знакомые животные. В то же время события и действия отличаются фантастичностью, волшебством превращений. Детям свойственно вхождение внутрь изображенных событий, поэтому они приобретают для ребенка достоверность.
Сказка для ребенка служит источником удовлетворения трех естественных психологических потребностей:
- потребности в автономности,
- потребности в активности,
- потребности в компетентности.
Задачи, решаемые сказками в системе воспитания:
- донести до сознания ребенка в доступной форме общечеловеческие ценности,
- воспитать любовь к природе и людям,
- расширить кругозор и представления о мироустройстве,
- заложить нравственные основы, сформировать нравственно-здоровую личность,
- развить у ребенка связную, образную речь.
В дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеется значительный резерв развития. Когда ребенок поступает в школу, все его познавательные процессы перестраиваются, и в этот момент можно продуктивно развивать логическое мышление.
Современный Государственный образовательный стандарт определяет приоритеты и расставляет акценты не так, как это делалось в прошлые десятилетия. Стандарт требует от школьника овладения «основами логического и алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов». Для того, чтобы эффективно развивать логическое мышление, недостаточно работать с готовыми арифметическими алгоритмами и эпизодически решать логические задачи (как это предусматривает большинство учебников математики). Современные методы и формы обучения математике должны:
- способствовать формированию умения соблюдать инструкцию и следовать алгоритму;
- учить рассуждать, строить суждения, умозаключения, проверять их истинность, приводить аргументы и доказательства, формулировать выводы.
Для этого применяются такие формы заданий, как:
- задачи на сообразительность,
- занимательные задачи,
- задачи-шутки,
- задачи в стихотворной форме.
Для повышения познавательного интереса учащихся часто используется прием объединения уроков в сказку, формулировка заданий как приключений героя, которому нужно помочь.
Внутренняя логика сказок
Хотя сказки наполнены фантастическими нереальными событиями, они должны подчиняться внутренним логическим правилам:
- закон устойчивости. Этот закон обеспечивает целостность системы и объясняет ее реакции на внутренние и внешние изменения,
- закон отрицания отрицания. Система действует таким образом, чтобы восстановить устойчивость. Для этого может отрицаться причина, приведшая к неустойчивости (осуществляться наказание), может восстанавливаться утраченный атрибут, а могут реализоваться оба эти действия в совокупности. Итак, одно отрицание может вызывать три варианта ответа. Наказание источника бед не всегда способно восполнить потерю и может быть бессмысленным; тем не менее, оно совершается и порождает временную инверсию: причина устраняется после совершения события. Это доминирующее в трагедиях правило.
Рассмотрим построение волшебной сказки с позиции указанных правил. Существует две системы с выделенными атрибутами:
- обычная человеческая,
- волшебная.
Происходит явное или неявное выведение обычной системы из равновесия при помощи волшебной системы. Затем вступает в действие закон устойчивости целого. Система начинает действия по возвращению утраченного атрибута. Для победы над волшебной системой необходимы функции, отрицающие волшебные атрибуты. Появляются дарители и волшебные помощники или средства. Но они не возникают просто так, а включаются в обычную систему по закону отрицания отрицания. Герой либо освобождает своих помощников, либо захватывает их. Так как каждое вспомогательное средство обладает одним волшебным атрибутом и в этом только состоит его смысл, отрицание обычной системы со стороны этого средства состоит в отрицании свойства невозможности его использования. Тем самым средство включается в обычную систему. После этого происходит взаимодействие с волшебной системой, состоящее в использовании волшебной силы всех своих атрибутов — попыток отрицания обычной системы и нейтрализации этих попыток уже имеющимися возможностями.