Общая характеристика концепции смысла и значения С. Крипке
Концепция смысла и значения С. Крипке - это одна из основных теорий семантики, которая утверждает, что значение выражения не сводится к его семантике, а зависит от контекста использования.
Согласно теории смысла и значения С. Крипке, значение слова или выражения определяется не только его лексическим значением, но и контекстом, в котором оно используется.
Смысл выражения определяется как его содержание, которое может быть выражено в различных формах.
Например, слово «собака» имеет определенный смысл, который можно выразить в различных формах, в частности, через определение или описание.
Значение выражения зависит от контекста использования.
Например, слово «большой» может иметь различные значения в различных контекстах. В контексте описания животного оно может означать «крупный», а в контексте обсуждения размеров комнаты - «просторный».
Таким образом, концепция смысла и значения С. Крипке позволяет объяснить различия в интерпретации выражений в различных контекстах и подчеркивает важность учета контекста при анализе текстов.
Семантика возможных миров С. Крипке
Отечественная философская наука придерживается мнения, что С. Крипке разработал каузальную теорию референции как продолжение логических исследований – разработки семантики для кванторной модальной логики. Поэтому столь важно раскрыть понятие «возможного мира», предложенное С. Крипке при трактовке важнейших проблем модальной логики.
Модальная логика – это одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений математической логики со второй половины XX века. Логика стремится определить, при каких условиях модальные высказывания истинны, и для этого обращается к понятию «возможный мир». При анализе некоторых типов утверждений:
- о прошлом или будущем,
- о необходимом, случайном или возможном,
возникают большие трудности, если пытаться сохранить традиционную концепцию истины (истика как соответствие между пропозицией и наличным положением дел). Нет ясности, с чем могут быть сопоставлены подобные утверждения в действительности. Чтобы распространить традиционную концепцию истины на модальные контексты, используют понятие «возможный мир». Возможный мир – это не «параллельный» нашему миру мир (как в произведениях фантастов). Для модальной логики и философии это понятие обозначает возможные альтернативы при развитии реальных ситуаций. Возможные миры позволяют смоделировать перебор альтернативных положений дел и обстоятельств по отношению к заданному состоянию или фиксированным условиям.
В своей концепции возможных миров Крипке ставит под сомнение правомерность и значимость вопроса о возможных мирах как альтернативах действительному миру. Он указывает, что возможный мир нельзя уподоблять реальному, а также нельзя считать себя наблюдателем, размещающимся на территории возможного мира. Исследователь связывает возможные миры с дескриптивными языковыми средствами. Эта позиция определяет подход к построению семантики возможных миров. Специфика подхода к определению соотношения между возможным миром и индивидом заключается в том, что в роли первичного рассматривается понятие индивида, а возможный мир рассматривается уже в зависимости от него. Крипке указывает на необходимость преодоления укоренившегося предрассудка – «стереотипа подзорной трубы», для чего считает целесообразным заменить термин «возможный мир» на «контрфактическую ситуацию».
По мнению Крипке, единственный вариант существования объекта в возможных мирах – это математика. Кроме того, он считает, что сама идея о создании процедуры идентификации индивидов в возможном мире, сталкивается с трудностями непреодолимого характера. Находясь в реальном мире, невозможно теоретически безупречно выявить все условия, необходимые для идентификации тел во времени или определения временного тождества личностей. Тем более невозможно выявить такие условия для того, чтобы идентифицировать индивида в возможных мирах.
Каузальная теория референции
Современная философия высоко оценивает критику традиционной теории значения (восходящей к Г. Фреге и Б. Расселу), разработанную Крипке. Представители «новой теории референции» (кроме Крипке, можно отметить К. Донеллана и Х. Патнема) критиковали в первую очередь следующие положения традиционной теории значения:
- в значении языковых выражений выделяется два компонента. С одной стороны, оно обозначает объект, с другой – выражает смысл. При этом понимание языкового выражения подразумевает знание выражаемого им смысла;
- смысл – это совокупность дескрипций. Для общего термина смысл – это дескрипция свойств, присущих всем входящим в экстенсионал термина объектам. Имена собственные считаются синонимичными совокупности дескрипций;
- экстенсионал термина определяется его интенсионалом. Это значит, что объект входит в экстенсионал термина в том случае, если он удовлетворяет содержащимся в интенсионале термина характеристикам;
- предложение признается аналитическим, если установление его истинности базируется на интенсионалах терминов, входящих в него. Традиционная трактовка аналитической истины рассматривает такие предложения как априорные и необходимые.
Главной мишенью критики для представителей «новой теории референции» выступает так называемый принцип идентифицирующей дескрипции. В соответствии с этим принципом имя обозначает индивида, который удовлетворяет совокупности дескрипций, составляющих интенсионал имени. Удовлетворение объекта дескрипциям, составляющим интенсионал имени, является необходимым и достаточным условием успешности указания именем на данный объект. Поэтому возможность указания при таком подходе определяется некоторым уровнем знания об объекте, а сама проблема указания явно имеет эпистемический оттенок.
Итак, С. Крипке внес значительный вклад в теорию референции и семантику кванторной модальной логики. Данные проблемы далеко не исчерпывают всей философской проблематики, разрабатываемой Крипке.