Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Женские образы в романе И. А. Гончарова "Обломов"

Портретные характеристики женских образов в романе «Обломов»

Роман И. А. Гончарова «Обломов» является значимым произведением русской литературы, в котором поднимаются многие острые проблемы духовной и социальной жизни российского общества той эпохи. Особое место в романе занимает тема любви, которая раскрывается через женские образы. В романе два женских образа – Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Обе героини испытывают сильные чувства к главному герою на определенном этапе его жизни, но выражение любви у этих женщин имеет разный характер и по-разному отражается на судьбе Обломова.

Замечание 1

Та же, как и мужские, женские образы в романе противопоставляются, что отчетливо видно и при рассмотрении и внешнего облика героинь, и при анализе особенностей их характера, темперамента, внутреннего мира.

Оба женских образа романа – Ольги и Агафьи, автор изображает положительно. Они вызывают у читателя симпатию. Ольга – серьезная, пытливая натура, для которой очень важно узнавать что-то новое, до этого неизведанное. Она много думает, о чем явно свидетельствует ее потрет – тонкие сжатые губы, складка над бровью, бодрый, зоркий, внимательный взгляд. В ее образе не было какой-то особенной, исключительной красоты, но было что-то привлекательное, что-то грациозное и изящное, что отражало душевную глубину, артистизм и гармоничность девушки. Ольга выросла в дворянской семье, получила отличное воспитание и образование.

Совсем другой перед читателем предстает Агафья Пшеницына. Эта женщина изображается И. А. Гончаровым как исконно русская красавица с округлыми формами и светлой кожей. Главные черты Агафьи – спокойствие, кротость, послушание, доброта, необходимость о ком-то заботиться и полностью себя отдавать. Агафья выросла в простой семье, она не имеет образования, но в знаниях женщина и не нуждается, так как главной сферой деятельности, комфортной для нее, всегда было ведение хозяйства – обустройство быта, приготовление пищи.

«Женские образы в романе И. А. Гончарова "Обломов"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Два типа русской женщины

Героини романа «Обломов» - это два главных типа русской женщины, которые преобладали в русском обществе 19 века и существуют и в наше время, хоть и в несколько модифицированной форме.

Агафья Пшеницына является представительницей классического типа русской женщины. Она хранительница очага, которая всегда уступает мужу по активности. Она всегда согласна с его мнением и любит мужа во всех его проявлениях. Эта женщина является словно частью той самой «прекрасной» и далекой Обломовки, такого своеобразного рая для русского человека, того места, где можно спокойно, ни о чем не думая и не заботясь, проводить время в приятных раздумьях и мечтах.

Агафья, в отличие от Ольги, не находится в бесконечном поиске новых знаний, цели жизни, собственного счастья, она не пытается изменить мир и принимает все, что ей дается. Агафья любит мир, в котором она живет. Ряд исследователей указывают на ограниченность ума Агафьи, но при этом ее нельзя назвать глупой. Она просто поступает так, как диктует ей сердце. Агафья, в отличие от Ольги, пытавшейся изменить Обломова, вытащить его из омертвения и полусна, старается всеми способами сохранить вокруг возлюбленного атмосферу «обломовщины», сонной размеренной жизни, инертности, близкой ей самой. Таким способом Агафья по-своему заботится о счастье супруга.

Ольга является совершенно новым для русской ментальности типом женщины. Она, воспитанная под воздействием самых прогрессивных европейских идей, перед собой видит огромный мир, который не ограничивается кастрюлями и штопаньем одежды для мужа. Ольга не перестает учиться, девушка постоянно просить Обломова и Штольца рассказать что-то новое. Она постоянно стремится вперед, к новым знаниям, к высшему человеческому счастью. Но образ Ольги трагичен, так как русское общество тогда еще было совершенно не готово к появлению сильных женщин-деятелей, какой вполне могла бы стать Ольга Ильинская. Судьба даже самой начитанной и умной девушки была предопределена и заканчивалась банальным домашним бытом и семьей, то есть «обломовщиной» - тем, чего хотела избежать Ольга и чего так боялся Штольц. После замужества Ольга меняется, она все чаще чувствует печаль и скуку, причина которых заключается во внутреннем неприятии однообразной бытовой рутины.

В символическом смысле образы женщин в романе Гончарова являются олицетворением времен года:

  • Ольга, легкая, деятельная в отношениях с Обломовым представляет собой весну, а в отношениях со Штольцем – лето;
  • Агафья – добрая, тихая, хозяйственная олицетворяет сытную осень и спокойную, усыпляющую зиму.

На первый взгляд, Ольга и Агафья противопоставляются как женщина нового общества и женщина патриархального общества. Но героини разные лишь на первый взгляд, на само деле они друг друга взаимодополняют, отображая не только природный цикл развития женской природы, но и раскрывая вопросы особенностей женского счастья и женской судьбы, затронутые автором.

Два типа любви

Тема любви в романе «Обломов» раскрывается именно через женские образы, так как они являются более чувственными и восприимчивыми. Любовь Ольги была наполнена всеохватывающим, светлым чувством, ради которого девушка была готова даже втайне сбежать на свидание с Обломовым. Но при этом ее любовь была эгоистичной, так как девушка не задумывалась о желаниях самого Обломова и старалась изменит его как личность, изменить его жизнь в соответствии со своим пониманием правильного пути. Расставание Ольги и Обломова было связано не только с осознанием, что оба любили идеализированные, иллюзорные образы друг друга, но и с пониманием того, что любовь может основываться лишь на принятии человека со всеми его достоинствами и недостатками.

Любовь Агафьи совершенно другая. Она не только окружила возлюбленного комфортной атмосферой, но и обожала его, практически боготворила. Она принимала как достоинства, так и недостатки Обломова и продолжала заботиться о нем даже в самые сложные моменты. Любовь Агафьи можно сравнить со слепой любовью матери, которая готова на все, чтобы ее ребенок всегда был дома, потакая каждому его желанию и прихоти, но такая забота пагубна, поэтому и приводит к болезни и смерти Обломова.

Дата последнего обновления статьи: 03.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot