Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Женские образы в «Горе от ума» и «Евгении Онегине»

Замечание 1

«Фамусовское общество» – это консервативно настроенное общество со старыми устоями, не стремящееся к прогрессу, развитию.

Образ Татьяны Лариной

Как известно, В. Г. Белинский очень высоко оценил «Евгения Онегина», назвав его «энциклопедией русской жизни». Отдельно критик отмечает описание женских образов. А. С. Пушкин очень поэтично воспроизводит образ русской женщины, ярко описывает характер и тонко подмечает детали. Татьяна, по мнению Белинского, является олицетворением русской женщины.

Главная героиня пушкинского произведения обладает наивными, романтичными чертами характера, что делает ее особенно прекрасной. Поэт изображает простую русскую девушку. При этом он не идеализирует ее. Татьяна росла погруженной в себя, даже одинокой. Героиня не спешит открывать свое сердце. Светское общество ее разочаровывает, пустые разговоры столичных дворян ее не занимают. Татьяну интересует красота души, а о жизни она судит по прочитанным книгам. Под влиянием романов она нарисовала себе образ идеального возлюбленного. Однако в реальности оказывается, что Евгений совершенно не соответствует этому образу, а любовь приносит одни страдания. Любовь к Евгению раскрывает в героине самые лучшие качества – прямоту, честность, решительность. Татьяна испытывает глубокие и сильные чувства, которые делают ее смелой.

Во всей красе образ Татьяны раскрывается в сцене последнего разговора с Евгением. Именно в этот момент особенно ярко проявляются ее лучшие качества. Татьяна по-прежнему любит Онегина, но долг перед мужем она ставит превыше всего.

А. С. Пушкин с теплотой и любовью относится к своей героине, называет ее «милой», «идеалом». Но не менее ярко он рисует и другие женские образы. Причем, поэту достаточно нескольких слов, чтобы раскрыть образ матери Татьяны, Ольги, няни.

Образ Софьи Фамусовой

Софья Фамусова – героиня комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Софья – один из самых сложных и противоречивых персонажей произведения. С одной стороны, Софья – единственный человек, по духу близкий Чацкому. Но в то же время именно она оказывается причиной страдания главного героя и его изгнания из фамусовского общества.

Когда-то Софья привлекла Чацкого сильным характером, умом, независимостью от мнения окружающих. По тем же причинам и Чацкий привлекал Софью. Героиня получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем раздражает отца, считающего, что от чтения прок невелик, а ученье – чума. И это – одно из расхождений образа Софьи с образами дворян того времени.

«Женские образы в «Горе от ума» и «Евгении Онегине» » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Закономерно и увлечение Софьи Молчалиным. Героиня является поклонницей французских романов. В немногословности и скромности Молчалина она усмотрела черты романтического героя. Но на деле оказалось, что Молчалин – двуличный человек, который изображает влюбленность, преследуя личную выгоду.

Софья – смелый человек, что проявляется в ее отношениях с Молчалиным. Она не боится мнения других, не скрывает отношения с Молчалиным. Однако атмосфера фамусовского общества, в которой росла героиня, все же наложила отпечаток и на ее характер. Софья сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что увидела в нем положительные качества. В фамусовском обществе и в свете, и в семье властвуют женщины. Молчалин же полностью соответствует идеалу мужа в таком обществе: «Муж-мальчик, муж-слуга…».

Софья, наделенная от природы смелым, решительным характером и острым умом, оказалась заложницей общества, в котором родилась и выросла. Она не может позволить себе полностью отдаться чувствам. Воспитанная в консервативном дворянском обществе, Софья будет жить по тем же законам.

Сравнение образов Софьи и Татьяны

Между Софьей и Татьяной есть много общего:

  • неиспорченность натуры и непосредственность, наивность;
  • обе героини жили в одну эпоху;
  • возможно, они читали одни и те же книги;
  • обе девушки отличаются смелым характером;
  • обе героини испытывают сильные чувства, и ради любви готовы на многое.

Однако между Татьяной и Софьей есть существенная разница. Татьяна – идеал русской женщины, какой себе представлял его А. С. Пушкин. И влюблена она в человека, достойного ее по ряду качеств.

Молчалина же нельзя назвать достойным человеком. По мнению Гончарова, Софью с Молчалиным свела не безнравственность, а стремление покровительствовать скромному человеку, возвысить его до себя. В поведении и настроениях Софьи ощущается противоречие между сентиментальными переживаниями и трезвым умом.

Софья воспитана в фамусовском обществе, но ее идеал противоречит правилам этого общества. В то же время, хоть идеал и возник под влиянием романов, в нем есть стремление к самостоятельному выбору своей судьбы и несогласие с уготовленной участью. И героиня готова защитить свой выбор, свою любовь. Вот только методы для этого она использует, принятые в воспитавшем ее обществе – сплетни и обман.

Татьяна Ларина – идеал русской девушки: грустной, молчаливой, скромной, но в то же время искренней и решительной. Софья – пример девушки, в которой борются лицемерие и наивность, жажда любви и барьеры, создаваемые воспитанием и обществом.

Татьяна проходит важную часть своего жизненного пути, в конце произведения предстает как сложившаяся, сформировавшаяся, цельная личность. Софья изображена в начале испытаний, выпадающих на ее долю.

Мотив женской власти в «Горе от ума» и «Евгении Онегине»

В «Горе от ума» А. С. Грибоедов изображает московское дворянское общество, в котором мужчины находятся под диктатом женщин. Мотив женской власти отзывается и в романе А. С. Пушкина. Этот мотив не является центральным, но имеет функциональное значение для осмысления культурно-исторического контекста произведения и для интерпретации образов.

Прасковья Ларина была вынуждена выйти замуж за нелюбимого. Поначалу она пыталась защитить свою независимость, но затем смирилась и сумела стать неограниченной хозяйкой в доме. Властность и хозяйственность – качества, которыми автор наделил героиню. Однако Прасковья Ларина при всей своей властности отличалась от провинциальных помещиц иным культурным складом. Она знала французский язык, любила чувственные стихи, читала Ричардсона. Она дала необходимое образование дочерям. Ларина сумела подчинить себе мужа, но при этом сохранить добродушную атмосферу в своем доме. Муж же «жену любил сердечно» и полностью доверял ей.

Грибоедов в «Горе от ума» подчеркивает мужской упадок под влиянием женской власти. Мужья в фамусовском обществе находятся под каблуком своих жен.

Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot