Исповедь – это литературно-художественное произведение, в котором повествование ведется от первого лица, и рассказчик впускает читателя в глубины своего внутреннего мира.
Предромантизм в западноевропейской литературе
Предромантизм появился в английской литературе в середине 18 века. Предромантизм не является собственно творческим методом, но представляет собой направление, которое, с одной стороны, сохраняет в в себе черты просветительского классицизма и выдвигает принципы, которые предвосхищают романтизм 19 века. То есть он занимает пограничное положение между произведениями 18 и 19 столетий.
Предпосылкой возникновения предромантизма стало разочарование в идеалах Просвещения. Предромантизм отразил недовольство господством буржуазии и стал первым антибуржуазным направлением в литературе. Однако он появился в то время, когда в Англии буржуазия уже захватила власть, а до революции во Франции было еще далеко. Поэтому для этого направления характерно разочарование в способности человека каким-либо образом повлиять на окружающий мир. представители предромантизма отказываются принять истинность и рационалистичность картины мира просветителей. Они считают, что развитие мира происходит хаотично и абсурдно, что в природе нет объективных законов. Но даже если эти законы есть, человек не способен их познать.
Философскую основу предромантизма составляет агностицизм.
Агностицизм – это учение о непознаваемости человека и мира.
С произведений предромантизма в литературе появляется тема непознаваемости мира, бесполезности попыток чувства и разума раскрыть тайны бытия. Предромантики интересуются проблемами взаимоотношения личности с миром, где властвует зло. У просветителей на первом месте был разум, у сентименталистов – чувство, а главным для предромантиков является активность или пассивность человека во враждебном и непознаваемом мире. Предромантики свое внимание акцентируют на действиях человек, но при этом подчеркивают, что от этих действий ничто не измениться в реальном мире.
Предромантизм выдвинул новый способ типизации, который во многом предвосхищает романтическую типизацию. В произведениях предромантизма изображается сильная, активная личность в необычных обстоятельствах. Это требовало динамического повествования, поэтому предромантикам свойственна авантюрность сюжетов.
Предромантизм выдвинул новую поэтику, которая основывалась на обращении к памятникам средневековой культуры, на изучении национального народного творчества. Предромантики собирали и публиковали старинные баллады, предания, народные песни.
Предромантизм открыл читателям литературу ужасов. Во второй половине 18 века стали публиковаться готические романы. Они сразу же завоевали сердца читателей. На театральных сценах появились произведения в жанре «драмы судьбы», где герой оказывался жертвой обстоятельств, от него не зависящих.
Жанр исповеди
Исповедь обычно рассматривается как особый вид автобиографии, где представлена ретроспектива собственной жизни.
Исповедь в европейской литературе 18 века воспринимается как самостоятельный жанр, который восходит к «Исповеди» блаженного Августина.
Жанр исповеди возник на пересечении традиций, связанных с обыденной жизнью – покаяние, исповедание веры, церковную исповедь можно рассматривать как составляющие размеренного образа жизни. бытовой основой жанра исповеди является автобиография. Однако от автобиографии исповедь отличается одним существенным качеством – в исповеди описывается внутренний мир человека, а не внешняя канва его жизни. И эта черта является ключевым жанровым признаком исповеди.
Литературный жанр исповеди связан с несколькими источниками, автобиография является наиболее древним из них. Истоками жанра исповеди является «Исповедь» бл. Августина. в 397-398 годы н.э. монах Августин пишет тринадцать сочинений, в которых рассказывает о своей жизни, об обращении в христианство. Эти сочинения известны под общим названием «Исповедь». Это произведение считается первой в истории литературы автобиографией и родоначальником жанра литературной исповеди.
Августин, описывая тончайшие психологические процессы и обнажая самое сокровенное и интимное, стремится показать два измерения:
- Морально-нравственный идеал, к которому следует стремиться;
- Путь обычного человека, пытающегося приблизиться к этому идеалу.
Августин предпринимает попытку общения с самим собой как с другим человек. Он пишет о вечном, бесконечном одиночестве души человека. И единственный выход из этого одиночества он видит в любви к Богу.
Дальнейшее свое развитие жанр исповеди получает в «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо, одного из самых известных представителей Просвещения. Произведение Руссо автобиографично, хоть многие исследователи биографии писателя указывают на неточности и нестыковки в тексте. Произведение носит исповедальный характер в части, в которой Руссо признается в своих грехах, сообщает о своих тайных мыслях и пороках.
Русо рассказывает о детстве, о бегстве от хозяина-гравера, о том, как он принял католичество, о госпоже де Варан, главной женщине своей жизни, в доме которой он живет больше десяти лет и занимается, по возможности, самообразованием. Однако при всей откровенности, исповедь Руссо больше похожа на психологический, автобиографический и идеологический роман. Искренность в изображении внутренней жизни Руссо отходит на второе место, уступает место событийной канве. Писатель намечает ход от внутренних переживаний к внешним возбудителям этих переживаний, изучает душевное волнение и восстанавливает вызвавшие его фактические причины. Русо при этом говорит, что такая психологическая реконструкция может быть лишь приблизительной. В «Исповеди» Руссо рассказывается о настоящих духовных событиях из жизни настоящего Руссо, но при этом с героем произведения может происходить и то, чего не случалось в действительности с самим Руссо. И этот разрыв между внутренним и внешним имеет принципиально важное значение дал анализа жанра. Событийная достоверность рассказа не так важна для писателя, как внутренняя достоверность.