Агиография – это одна из форм церковной словесности, представляющая собой описания жития святых и великомучеников.
Подходы к изучению агиографии, особенности литературно-филологического подхода
Жития святых могут рассматриваться с нескольких точек зрения:
- Историко-богословской;
- Социально-культурной;
- Исторической;
- Литературной.
С историко-богословской точки зрения агиография рассматривается в качестве источника для реконструкции богословских воззрений периода создания жития, его автора, представлений о святости, обожении, спасении и т.д.
С исторической точки зрения жития при соответствующей историко-филологической критике являются источником изучения истории церкви, а также гражданской истории.
Социально-культурный аспект агиографической литературы позволяет реконструировать характер духовности, религиозно-культурные представления общества, социальные параметры религиозной жизни.
Жития являются частью христианской литературы, имеют свои закономерности развития, эволюцию содержательных и структурных элементов и т.д. С литературной точки зрения жития являются предметом литературно-филологического рассмотрения. Оно выступает в качестве основы всех других типов исследований. Агиографические произведения пишутся по определенным литературным канонам, которые меняются во времени и различаются для разных христианских традиций. Интерпретация житийного материала нуждается в предварительном рассмотрении того, что относится к области литературного этике. Здесь предполагается изучение литературной истории житий и их жанров, установление стандартных мотивов, приемов изображения, типичных схем построения и т.д. Например, в таком житийном жанре, как похвала святому, совмещающем в себе характеристики проповеди и жития, выделяется довольно четкая структура композиции (введение, основная часть, эпилог), а также тематическая схема основной части. Она состоит из следующих пунктов:
- Происхождение святого;
- Рождение, воспитание святого;
- Чудеса и деяния;
- Праведная кончина;
- Сравнение святого с другими подвижниками.
Данные характеристики относятся к позднеантичному энкомиуму, а их разная реализация в ходе развития агиографической литературы дает материал для историко-культурных и историко-литературных выводов.
Для агиографической литературы характерны стандартные мотивы: рождение святого от благочестивых родителей, его равнодушие к детским забавам и т.д. Такие мотивы выделяются в житийной литературе разных эпох и разных типов. Например, в актах мучеников обычно приводится молитва мученика перед смертью, рассказывается о видении Царствия Небесного или Христа, открывающегося ему во время страданий. Эти мотив обусловлены не только ориентацией одних житийных произведений на другие, но и самим феноменом мученичества, его христоцентричностью . Такая богословская канва отражается и в других характеристиках мученических актов.
Жанр агиографии в персидской литературе
Агиография как жанр в исламской перси развивалась в 11 веке н.э.. Ее развитие происходило в Хурасане – именно из этого региона пришли многие суфии. Этот жанр, как правило, фокусировался на святых суфии. Примерно в 16-18 в. н.э. традиция пришла в упадок, однако в 19 веке была возрождена и существует до сих пор в сети.
Агиография на персидском языке может рассматриваться как восходящая к писаниям о Заратуштре. С 5 по 12 вв. н.э. были разработаны благочестивые рассказы о Заратуштре, объединенные с частями Гат. Данный материал стал основой сохранившегося житийного материала о Заратуштре, встречающийся в пехлевийских или среднеперсидских текстах, в том числе в Денкарде и Визидагихе, а также в новоперсидских текстах, в том числе Шахнаме и Заратош-наме.
Персидские ученые, используя историографические методы исследователей истории и высказываний Пророка, опирались на свои наблюдения и устную традицию, чтобы писать о святых личностях. Но многие агиографии опирались также на ранние письменные источники, достаточно часто адаптировали эти источники для отражения взглядов автора на святость.
Персидские ученые традиционно некритически рассматривают жизни святых в качестве биографических источников реальных событий. Но в более поздних работах персидские ученые, вдохновленные отчасти западными исследованиями средневековой христианской агиографии, стали рассматривать агиографии в качестве литературных произведений, отражающих теологические, эстетические и политические взгляды авторов.
Ключевыми работами ранней персидской агиографии являются:
- Абдаллах-аль-Ансари «Поколения суфитов»;
- Абу л-Хасан Худживири «Откроение завуалированной реальности»;
- Садид ад-Дин Мухаммад Ганзави «Жизнь Ахмад-и Джама».
К важнейшим более поздним персидским агиографическим произведениям относятся:
- «Добродетели гностиков» Афлаки, посвященное ключевым фигурам суфийского ордена Мавлавийя и Мавлане Руми, а также его последователям;
- «Жизнь шаза Нишматаллаха» Абд аль-Раззак Кирмани.
Из-за антисуфийской политики Сефевидов производство агиографий заметно сократилось. При династии Занд и Каджар происходило частичное возрождение суфийских орденов и агиографии. Яркий пример - «Тадхкират аль-алия» Абул Касима Раз Ширази, написанный в 19 веке.
Отличия восточной и западной традиций агиографии
Житие – это не столько биография святого, сколько описание типа его святости, пути к спасению. Способ описания этого пути может быть различным. В выборе этого способа особенно сильно отличаются восточная и западная агиографические традиции.
Западные агиографии как правило написаны в динамической перспективе. Здесь автор прослеживает из своей позиции путь, пройденный святым от земного бытия к Царствию Небесному. В то время как для восточной агиографии характерна обратная перспектива. Здесь описание ведется с точки рения святого, уже достигшего Царствия Небесного и озирающего свой путь к нему.
Особенности восточной и западной житийной традиции соотносятся с характерными чертами восточной и западной иконографии святых. Для западной иконографии характерна сюжетность, раскрывающая путь святого к Богу. Византийская иконография статична, изображает святого в его небесном, прославленном состоянии.