Предпосылки к формированию новой идеологии
17-18 века являются важным этапом в развитии европейской цивилизации. Этот период в истории Европы стал продолжением и окончанием процесса распада феодализма, наметившегося еще в эпоху Возрождения, и победы буржуазного строя. Поэтому отсчет Нового времени историками ведется от начала 17 века. 17 век стал веком науки, а 18 – периодом коренного социального переустройства. Противоречивость этого периода, его сложность нашли отражение в искусстве и литературе. Определение единых закономерностей развития литературы в 17 веке является достаточно сложным ввиду переходного характера и неравномерного развития европейских стран.
Художественная культура 17 века условно определяется как эпоха барокко и классицизма. Барокко складывается как художественная система в результате кризиса утопических представлений Ренессанса, который был вызван социальными потрясениями рубежа веков, а также в результате научных открытий, который значительно изменили восприятие мира человеком. Барокко охватывает все сферы искусства, особенных вершин достигнув в области архитектуры, лирической поэзии, музыке и живописи. Барокко просуществовало около двух веков.
Одновременно с барокко сформировался и классицизм, который особенно ярко проявился в драматургии, театральном искусстве и архитектуре.
17 век историки рассматривают как самостоятельную эпоху. Этот период называется эпохой Нового времени. В странах Западной Европы этот период является переломным моментом в сфере экономики, политики, идеологии, когда на смену феодальным отношениям пришли отношения капиталистические. В Англии происходит две буржуазные революции. Во Франции устанавливается абсолютная монархия. В Италии, Германии, Испании происходит рефеодализация. Особенно важным явлением 17 века является усиление власти церкви – Контрреформация.
Кризисность Нового времени в связи с его переходностью отчетливо ощущалась писателями 17 века. Существовавшие до этого момента гуманистические идеалы Возрождения были не способны противостоять трагическому восприятию реальной действительности, и мировоззрение Ренессанса постепенно уступает новому взгляду на действительность. Новое понимание действительности отличается от гуманистического видения мира, но во много использует его традиции. Развитие естественных наук и философии оказало большое влияние на развитие новой идеологии.
Новый взгляд на действительность, социальные процессы и философское осмысление этих процессов оказали сильное воздействие на развитие литературы этого периода. В искусстве и литературе 17 века главными художественными направлениями являлись барокко и классицизм, возникшие как осознание кризиса ренессансных идеалов.
Для 17 века характерен отказ от свойственной мышлению эпохи Возрождения идеи гармонии личности и общественной среды. Пришло осознание, что человек находится в зависимости не только от своей натуры и ее возможностей и потребностей, не только от прихотей судьбы, но и от положения, занимаемого в обществе. Писатели 17 века показывают, каким образом социальная среда влияет на формирование характера человека, на его поступки. Человек вынужден признать, что он является зависимым от общества. Осознав, что идея гармонии между чувством и разумом, характерная для эпохи Возрождения, не оправдалась, писатели особе внимание уделили конфликту между чувством и разумом, при этом признавая разум главной силой, призванной сдержать страсть. Благодаря разуму достигается торжество долга.
Направления барокко и классицизма являются сложными и неоднородными, при этом они существовали и во взаимодействии, и в литературной борьбе.
Литература барокко
Произведениям направления барокко характерны иллюзорность, театральность, контрастность чувства и долга, противопоставление обыденного и необычного, реального и фантастичного, комичного и трагичного. В барокко много сложных метафор, аллегорий, символики.
Для него свойственны:
- экспрессивность,
- смысловая многозначность,
- экзальтация чувств,
- смешение христианской символики и мотивов мифологии античности.
Особе внимание уделялось графической форме стиха, поэты создавали фигурные стихотворения, строки которых формировали рисунок звезды, сердца и т.д. Главным достоинством произведения считалась его оригинальность, а трудность для восприятия и возможность нескольких интерпретаций являлись необходимыми чертами. Самыми яркими представителями литературы барокко были: Луис де Гонгора, Педро Кальдерон в Испании, Джамбаттиста Марино, Торквато Тассо в Италии, Ханс Якоб фон Гриммельсгаузен в Германии.
Классицизм в литературе 17 века
Родиной классицизма является Италия. Возникновение классицизма происходило вместе с возрождением античного театра, и изначально классицизм считался прямым противопоставлением драматургии средневековья. Таким образом, это направление первоначально является теорией и практикой подражания искусству античности, для которого характерны:
- логичность и рационалистическая строгость сценического действия,
- патетика речи, абстрактность художественного образа,
- величественность жестов и поз,
- одиннадцатисложный нерифмованный стих.
Эпоха европейского классицизма была открыта Триссино, который написал трагедию «Софонисба» по образцу трагедий Еврипида и Софокла.
Классицистами была установлена четкая иерархия литературных жанров, которые делились на высокие – трагедия, ода, эпопея, и низкие – сатира, комедия, басня, эпиграмма.
В высоких жанрах изображались судьбоносные события в жизни государства, а героями произведений были монархи, знатные особы, военачальники. Отличительной чертой высоких жанров литературы были возвышенные чувства, высокий стиль, конфликты, страсти и страдания. Основной задачей этих жанров было потрясти зрителя.
В низких жанрах изображалась частная жизнь, быт и нравы, а героями произведений являлись обычные люди. Произведения низких жанров писались простым разговорным языком.
Важным условием классицистической литературы было следование правилам трех единств: единства места, времени и действия.
Выдающимися писателями в этом направлении были Пьер Корнель, Жан Расин, Мольер.