Эссе́ — это один из жанров литературы, прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, которое содержит соображения автора по определенному поводу или предмету. Относится к жанрам с нестрого заданными характеристиками.
Биография Мишеля де Монтеня
Мишель де Монтень, знаменитый французский исследователь философии и мыслитель эпохи Возрождения, родился в феврале 1533 года в фамильном замке Монтень. Отец писателя Пьер Эйкем был участником Итальянских войн и работал мэром города Бордо. Мать писателя, Антуанетта де Лопез, росла в зажиточной семье арагонского еврея.
Мишель де Монтень воспитывался по гуманистическим, либеральным и педагогическим методикам отца. Основным учителем будущего мыслителя был образованный немец, который совсем не знал французский язык и разговаривал со своим учеником исключительно на латыни. Де Монтень получил блестящее домашнее образование, а затем поступил в колледж на юриста.
Во время гугенотских войн де Монтень занимал умеренную позицию и часто выступал в качестве посла-посредника между враждующими сторонами. Мишель де Монтень одинаково пользовался уважением и короля – католика Генриха III и протестанта Генриха Наваррского.
В начале июля 1588 года сторонники католической Лиги арестовали философа, и де Монтеню пришлось сутки провести в Бастилии. Затем, благодаря вмешательству Екатерины Медичи, де Монтеня отпустили. В 1590 году Генрих IV предложил Мишелю де Монтеню стать своим советником, однако философ это предложение отклонил.
В сентябре 1592 года во время мессы Мишель де Монтень скончался.
Философия де Монтеня. «Опыты»
Самым известным сочинением Мишеля де Монтеня является книга «Опыты». Это произведение представляет собой ряд самопризнаний, вытекающий из наблюдений и исследований над самим собой. Кроме того, в этом сочинении имеются и размышления автора над сущностью человеческого духа вообще. Философ – писатель Мишель де Монтень отмечал, что каждый человек способен отражать в себе человечество. Мыслитель выбрал себя как одного из представителей человеческого рода и стал изучать все свое душевное движение. Философская позиция Мишеля де Монтеня обозначена как скептицизм, однако здесь скептицизм выступает в особенном качестве.
Скептицизм мыслителя де Монтеня является чем-то средним между жизненным скептицизмом, являющимся результатом разочарования в людях и горького жизненного опыта, и философским скептицизмом, основу которого составляют убеждения в неверном факте человеческого познания.
Из крайности этих направлений мыслителя выводит его здравый смысл, душевное равновесие и разносторонность. В философии де Монтеня признается эгоизм и его проявления, которые служат основной причиной действий человека. Философа это не возмущает, наоборот, он считает это правильным и необходимым фактом для достижения человеческого счастья. Де Монтень подчеркивает, что если человек будет воспринимать интересы других людей так же близко, как и свои собственные, то он никогда не сможет достичь душевного счастья и спокойствия. Мишель де Монтень критикует человеческую гордость и в своем учении стремиться доказать невозможность познания человеком абсолютных истин.
Главной чертой в морали Мишеля де Монтеня является глубинное стремление человека к счастью. Эти взгляды французский философ перенял от античных мыслителей. Большое влияние на взгляды де Монтеня оказали Эпикур, Плутарх и Сенека.
Стоики, чьи взгляды разделял де Монтень, считали, что главным условием счастливого бытия человека являются нравственные равновесия и философские ясности духа. Мишель де Монтень считал, что человек живет не для того, что быть ближе к нравственному идеалу, а для того, чтобы просто быть счастливым человеком.
Интересно и отношение мыслителя к несчастьям. Мишель де Монтень считал, что к неизбежным неурядицам и несчастьям разумно будет относиться с покорностью. Необходимо стараться как можно скорее свыкнуться с ними. Философ говорит о том, что нельзя заменить неисправность какого-либо одного органа усиленным функционированием другого. Особое внимание уделял философ субъективным несчастьям, подчеркивая, что ослабление остроты этих несчастий и переживаний во многом зависит от самих людей. Для того, чтобы это понять, необходимо посмотреть на богатство, славу, почести и т. д. с философской точки зрения. Де Монтень подчеркивает, что главной обязанностью человека является в первую очередь отношение к самому себе. И лишь потом следуют обязанности относительно других людей и общества в целом. А принципом, по которому должно происходить регулирование этих отношений, является принцип справедливости:
- справедливость по отношению к детям заключается в том, чтобы заботиться об их воспитании и здоровье;
- справедливость по отношению к жене заключается если не в любви к ней, то в уважении;
- справедливость по отношению к друзьям заключается в том, чтобы отвечать дружбой на их дружбу.
Принцип справедливости по Мишелю де Монтеню: каждому человеку нужно воздавать по заслугам, так в конечном итоге проявляется справедливость по отношению к самому себе.
По отношению к государству первым долгом человека является уважение к существующему порядку. Однако это не означает необходимость примирения с существующими недостатками. Однако, по мнению философа, существующая власть всегда является предпочтительнее смены власти, так как нет гарантии, что новое правительство даст больше счастья или не окажется гораздо хуже.
Работу над книгой «Опыты» де Монтень начал в 1570 году. Первое издание сочинения появилось в Бордо в 1580 году, а в 1582 году вышло второе издание с корректировками автора.
Книга Мишеля де Монтеня отличается прихотливым построением. В произведении не наблюдается какого-либо четкого плана, а изложение подчинено ходу мысли философа. В книге множество цитат, которые чередуются с житейскими наблюдениями автора. Есть совсем короткие главы, а есть достаточно пространные. Самой большой главой сочинения Мишеля де Монтеня является «Апология испанского богослова Раймунда Сабундского» и обладает самостоятельной ценностью.
Сначала книга выглядела как компиляция античной учености и напоминал сочинение Авла Геллия «Аттические ночи», но в ходе работы над произведением книга приобрела свой неповторимый вид.
Мишель де Монтень является родоначальником жанра эссе, а само слово «эссе» обязано своим происхождением французскому мыслителю.
В педагогической теории де Монтеня много новаторских идей. По мнению философа, цель воспитания заключается не в том, чтобы вырастить из ребенка специалиста, а в том, чтобы воспитать в нем личность с твердой волей, развитым умом и благородным характером; человека, умеющего наслаждаться жизнью и переносить выпадающего на его долю несчастья. Эти взгляды Монтеня оказали значительное влияние на развитие педагогики.