Реминисценция — это цитирование без кавычек, неявная цитата. По своей природе она всегда вторична или производна. Реминисценция – это мысленная отсылка, сознательное или несознательное сопоставление, взгляд в прошлое.
Изначальный вариант мифологического повествования на протяжении столетий видоизменялся, к нему добавлялись дополнительные сюжетные линии, он пополнялся новыми участниками событий. Древние сказания, в которых присутствовала попытка объяснения окружающего мира и места в нем человека постепенно перемещались в письменную литературу. Например, это произошло с мифом о Прометее, – история его конфликта с богами была интерпретирована в творчестве ряда писателей:
- Эсхил
- Гесиод
- Эзоп
- Байрон
- Шелли
- Гете
- Л. Мештерхази
- К. Чапек и т.д.
Образ Прометея в трагедии Эсхила
Образ греческого титана стал своеобразным символом-архетипом. В произведениях – реминисценциях о титане Прометее возвышенный облик античного героя сохраняется, подчеркивается его высокое предназначение и звучит восхищение волей и мужеством героя, его умением терпеливо переносить удары судьбы. В них восхваляется подвиг, совершенный во имя неразумного человечества.
Лейтмотивом драмы Эсхила «Прометей Прикованный» является необходимость борьбы против деспотизма и тирании.
Олицетворением этих явления выступает верховное божество Зевс, и это делает пафос античной трагедии эмоционально персонифицированным и реально-предметным. Для Эсхила предметом постоянного беспокойства и неустанной заботы является судьба все еще угнетаемого стихиями, слабого, невежественного человечества. И лишь просвещение и цивилизация могут дать людям достойную жизнь, укрепить физически, нравственно возвысить и духовно раскрепостить.
Прометей в этом смысле находится ближе к типу просвещенного и освобожденного человека, чем к Олимпийскому богу. В сущности, это образ человека-борца, который неустрашимо следует благороднейшим внутренним побуждениям, перед которыми оказываются бессильными угрозы и муки. Герою неведомы противоречия и колебания, его путь прям и очевиден. Благородная жертвенность Прометея трагически осознана. Твердость и непреклонность Прометея оттеняют жалобы на муки, испытываемые им. Прометей не желает изменить собственной великой миссии, вступить в сделку с верховным божеством, чтобы добиться облегчения своей участи.
«Наказание Прометея», К. Чапек
Героями новеллы К. Чапека «Наказание Прометея» являются противники Открывателя Огня. В сцене суда над Прометеем участие принимают его антиподы:
- Аметей
- Гипотметей
- Апометей
- Эпиметей
- Антиметей.
Каждый из них выступает с обвинениями. В своем произведении К. Чапек использует прием «говорящего имени». Все имена в корне сходны, и все герои по-своему являются «мыслителями», собратьями Прометея-Промыслителя, достойно молчаливого и гордого. Особенно яростны обвинения Антиметея, которой обвиняет Прометея в государственной измене и требует покарать его смертью. Аметей глуп, но очень изощрен в придумывании наказания. Именно он предлагает приковать Прометея к скале, чтобы коршуны клевали его печень.
Апометей бездумно-кичлив. Он считает, что огонь мог бы открыть любой бездельник, лентяй или пастух. А сами они его не открыли лишь потому, что у них нет ни времени, ни желания заниматься такими глупостями.
Гипометей возглавляет весь этот судебный фарс. Его приниженный склад ума подчеркнут «кулинарными открытиями» и чревоугодием. Эпиметей, сын Гипометея, инфантилен.
Все участники судилища олицетворяют представителей человечества, для которого с небес и был принесен огонь. Однако их ума и фантазии хватает лишь на осмысление негативных результатов применения божественного огня.
Чапек, пользуясь приемом трактовки «от обратного», восхваляет ум гения. Прометей в его изображении изобрел способ добывания огня и его сохранения. В образе судей, которые считают, что огонь – это самая обычная естественная сила, с которой возиться мыслящего человека недостойно, Чапек осуждает тупоумие и ничтожество. Прометея судят не за то, что он выдал людям тайну богов, а за то, что утаил его власть от представителей власти.
«Загадка Прометея», Л. Мештерхази
«Загадка Прометея» Л. Мештерхази является примером современного романа-исследования историко-литературной проблемы, романа – гипотезы. Венгерский писатель, реконструируя древний миф о Прометее, в деталях изображает эпизоды его освобождения Гераклом, лучшим из представителей человеческой цивилизации. Фантазия писателя изображает героя на обратном пути после победы над амазонками. Геракл, проходя по Кавказскому хребту, стрелой уничтожает огромного орла, который на протяжении тысячелетий клевал печень Прометея. Прометей, освобожденный по прошествии веков, с огромным интересом рассматривает воинов, окружающих Геракла. Он любуется их оружием, одеждой, снаряжением, украшениями – всем, что сделано руками человека, обучившегося ремеслу и мастерству.
По мысли венгерского писателя, загадка мифа о Прометее состоит в том, что он из всех богов сделал для человечества гораздо больше полезного, однако не стал при этом повсеместно восхваляемым. И Л. Мештерхази предлагает собственную версию, согласно которой, Прометей после вторичного возвращения на Землю, растворился среди людей. Он называет Прометея «самым лучшим богом», «богом человека».
Мифы о героях, похожих на Прометея, содержатся во многих кавказских сказаниях. Их в наказание за соперничество с богами приковывают к голым скалам и насылают хищных птиц, чтобы они клевали печень.
С течением времени в литературе сформировалась группа художественно-типологических образов, которые относятся к числу «вечных» и обладают общечеловеческой значимостью. К таким образам относятся: Дон Кихот, Фауст, Прометей, Отелло и т.д.
Таким образом, древний миф о Прометее, который принес человечеству огонь и был за это жестоко наказан, встречается в творчестве многих писателей и поэтов, начиная с эпохи античности и по сей день.