Марксистское наследие в нашей стране пережило достаточно трудную и противоречивую судьбу. Начавшись с увлечения теорией Маркса отдельных представителей прогрессивной интеллигенции в позапрошлом столетии, оно стало основой для формирования официальной и единственно верной идеологии в СССР, в постсоветской России было предано остракизму и изгнано из образовательных и научных сфер.
«Капитал» - безусловно, главное произведение Маркса, однако представляется невозможным рассматривать его в отрыве от всей проделанной раннее работы, опубликованных раннее произведений. фундаментальный труд стал итогом научной деятельности Маркса, вобрав в себя достижения и положения всех созданных раннее публикаций.
Диалектика исходных понятий «Капитала»
В процессе объяснения базовых категорий своей теории Маркс обращался к методу материалистической диалектики.
Диалектика – особый метод мышления, искусство ведения спора, появившееся в «Диалогах» Платона, которое позволяет рассмотреть один предмет с разных позиций, в различных аспектах.
Базовые категории «Капитала» не были выбраны произвольно, им предшествовала характеристика объектов классической политэкономии:
- богатство как «огромное скопление товаров»;
- отдельный товар как элементарная форма богатства.
- рынок как форма системы производственных взаимодействий, в основе которой лежит противоречие общественного и частного труда, общественного разделения труда, всеобщей зависимости частных акторов.
Первый том «Капитала», по сути, стал продолжением и расширением мыслей, представленных в публикации «К критике политической экономии».
Предметом изучения в «Капитале» выступает логика саморазвития товара, его перехода от единичного, случайного обмена излишками к всеобщему, принимающему форму в деньгах как особенном товаре, отражающем меновую стоимость. В свою очередь, деньги вынуждают покупать новый товар, чтобы обменивать его на еще большую сумму денег. В сложившейся ситуации производство начинает преследовать двойственную цель:
- производство как средство удовлетворения потребностей;
- производство как средство получения прибыли.
Понимание труда
Труд как неотъемлемая часть производства также приобретает тот же характер двойственности. В свою очередь всеобщность труда и всеобщность обмена порождают новый тип общественности, который может существенно варьироваться:
- всеобщность труда объединяет людей, живущих в обществе и работающих за зарплату;
- капиталистическое общество, в котором капиталисты, заинтересованные в увеличении прибыли, стремятся к усилению и расширению собственных капиталов.
Сам капитал возникает как синтез труда и денег, но этот синтез осуществляется по принципам и правилам денег, а не труда. Сам труд превращается в результат производства, предмет, который продается за деньги и превращается в рабочую силу, причем в процессе превращения труда в рабочую силу осуществляется вымывание из человека «мозгов», его превращение в машину, деградация как личности.
Если в докапиталистическом обществе труд выступает средством объединения общества, всеобщим основанием существованием человека и общества, в капиталистическом обществе – он становится основанием нового труда, сосредоточенного на фабрике, всеобщность труда как бытия личности, субстанции сущности человека превращается в субстанцию капитала.
Иначе говоря, Маркс подчеркивает двойственное влияние капитала на особенности эволюции производственных сил. С одной стороны, капитал стремится к повышению производительности как средства извлечения относительной прибавочной стоимости, снижения издержек производства, в чем заключается его прогрессивная миссия. С другой, в процессе погони за увеличением прибыльности капитал развивает только те производственные силы, которые способствуют увеличению прибыльности, что приводит к формированию антигуманного типа производства. Более того, капитал ориентирует развитие производительных сил исключительно на максимизацию продаж, что превращает саму производственную систему в машину по воспроизведению общества потребления и, в конце концов, ведет в тупик развитие личности человека и природы.
Ключевым моментом диалектики всеобщего труда выступает смена различных видов трудовой деятельности:
- к первому виду относится непосредственно-всеобщий труд: творчество индивидуальности, труд художника. Интегрируясь в капиталистическую систему, этот вид труда становится трудом за заработную плату. Труд важен не по качеству или своему содержанию, но по признаку прибыльности;
- абстрактно-всеобщий труд изначально олицетворяет сферу торговли, посреднической деятельности, основывается в докапиталистический период на разнице цены товаров: если в одном место товара много, а в другом – мало, его цена велика. Этот тип труда ориентирован на коммуникацию людей;
- общественно-всеобщий труд, труд будущего, который выступает основанием для превращения капиталистического общества в коммунистическое существование человечества.
Таким образом, различные виды труда обусловливают особенности общественного строя и государственного устройства: непосредственно-всеобщее возникло в докапиталистической истории и сегодня оно не исчезло, но подчиняется абстрактно-всеобщему, а в будущем, станет неотъемлемой частью общественно-всеобщего; абстрактно-всеобщее – организационная схема настоящего, проявляется в сфере торговли и производства; общественно-всеобщее – предполагаемое будущее человечества.
Хотелось бы добавить, что, несмотря на различные подходы к восприятию наследия Маркса, его теория по сегодняшний день остается единственной, предлагающей систему категорий, которая позволяет изучать не только формы обмена и взаимодействия акторов рынка, но и объективные производственные взаимодействия, которые в конечном итоге определяют мотивы участников рыночных взаимодействий и формы рыночных взаимоотношений. Его теория ставит и позволяет решать наиболее масштабные и глубокие социально-экономические проблемы современного общества благодаря использованию как исторически-ретроспективного взгляда, так и прогностических возможностей.