Творчество — это процесс деятельности, в ходе которого создаются качественно новые материалы, духовные ценности.
Понятие творчества
Основным критерием, по которому отличают творчество от производства, является уникальность его результата, который невозможно вывести из начальных условий.
Возможно, никто, кроме автора, не сможет получить точно такой же результат из исходного материала и исходной ситуации. Таким образом, автор в процессе творчества в материал вкладывает, кроме труда, еще и некие возможности, несводимые к логическому выводу или к трудовым операциям, в конечном результате выражает какие-либо аспекты своей личности. Именно благодаря этому факту продукты творчества имеют дополнительную ценность. В творчестве не только результат имеет ценность, но и непосредственно сам процесс.
Творчество – это мыслительный процесс свободной реализации во внешней сфере, в том числе и при помощи инструментов, внутренних ощущений человека, которые представляют для него и окружающих его людей интерес, имеют эстетическую ценность. Ключевым элементом, необходимым для творческой деятельности, является воображение.
Творческий процесс состоит из нескольких стадий:
- Сначала ставится задача, затем в течение какого-то времени предпринимаются попытки к ее решению;
- Затем следует период, когда человек не задумывается о задаче, пока так и не решенной, отвлекается от нее. по мнению Пуанкаре, в этот период происходит бессознательна работа над этой задачей;
- На этой стадии внезапно, в случайной ситуации, которая не имеет никакого отношения к задаче, появляется ключ к ее решению;
- Когда ключевая идея для решения задачи уже найдена, происходит его проверка и дальнейшее развитие, завершение решения.
В начале 20 века Б. А. Лезин выделил этапы, сходные с этапами, описанными Пуанкаре:
- Труд наполняет содержанием сферу сознания:
- Осуществляется бессознательная работа, которая заключается в отборе типичного;
- возникает вдохновение – перекладывание готового вывода из бессознательного в сознание.
На сегодняшний момент наиболее известным описанием последовательности этапов творческого мышления является описание, данное Грэмом Уолессом в 1926 году. он выделяет следующие стадии творческого процесса:
- Подготовка – формулирование задачи и поиски ее решения;
- Инкубация – отвлечение от задачи;
- Озарение – возникновение интуитивного решения задачи;
- Проверка – испытание или реализация полученного решения.
Творчество и личность
Творчество рассматривается не только как процесс создания чего-либо нового, но и как процесс, который протекает при взаимодействии внутреннего мира человека с действительностью. изменения при этом происходят не только в действительности, и во внутреннем мире (личности).
Для личности характерны активность, стремление к расширению сферы своей деятельности, к действию за границами ролевых предписаний и требований ситуации. Те действия, которые выходят за эти границы, называются творческим действиями. В соответствии с описанными С. Л. Рубинштейном принципами, человек, изменяя окружающий мир, меняется сам. То есть, человек меняется в процессе творческой деятельности.
Основу творчества составляет глобальная иррациональная мотивация человека, заключающаяся в отчуждении от мира. Творчество осуществляется через связь человека с миром
Выражение творческой энергии автора
Художническая субъективность, помимо осмысления жизни, включает в себя переживание автором своей творческой энергии, которая называется вдохновением. Автор перед собой ставит и затем решает собственно созидательные задачи, которые вязаны с работой воображения. Так или иначе решению творческих задач сопутствует сосредоточенность автора на них, погруженности в них, которая связана с так называемыми «муками творчества» и радостным ощущением своих способностей, возможностей, дарований и душевного подъема.
Переживание творческой свободы часто приобретает у художника форму пристального вслушивания, вчувствования, всматривания. Этому сопутствует ощущение собственной подчиненности чему-либо, находящемуся вовне, неотвратимому. Такая мысль выражается в стихотворении «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель...» А. К. Толстого. Нередко автору бывает присуще представление о себе как о субъекте, пишущем под чью-то диктовку, фиксирующем единственно правильные и нужные слова, которые вдруг пришли откуда-то извне, из какого-то глубинного бытийного начала, будь это долг, совесть, любовь или что-то другое, не менее властное и мощное. Например, в гениальной «Божественной комедии» Данте Алигьери в главе 14, «Чистилище», говорится, что перья самого Данте и поэтов, близких ему, «послушно на листки наносят смысл внушений».
А. А. Ахматова пишет о том, что именно в подчинении и в вслушивании чьему-то голосу поэт осуществляет собственную творческую свободу. Этому посвящено и одно из известных стихотворений А. А. Блока «Ямбы».
Свободное творческое стремление поэтов парадоксальным образом получает форму загадочного и стихийного императива. По словам Р. М. Рильке, искусство прекрасно тогда, когда создано по внутренней необходимости. На созданное произведение неизменно ложится печать творческого напряжения. Об этой грани художнической субъективности, неявной, но чрезвычайно существенной, в 20 веке неоднократно писали. Эта сторона художнической субъективности – энергийная, внесмысловая, созидательная – также временами абсолютизируется в ущерб в всем остальным. Например, О. Э. Мандельштам в своей статье «Утро акмеизма», написанной в 1919 году, утверждает, что художник является человеком, охваченным духом строительства, то или иное мироощущение для которого - это всего лишь средство и орудие, подобно молотку в руках каменщика.
При этом многие высокие произведения художественного искусства имеют колорит непринужденного артистизма, легкости, веселости. В этом случае обнаруживается связь искусства и игрой.