Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Восприятие литературы. Рецептивная эстетика

Определение 1

Рецептивная эстетика – это литературоведческая дисциплина, сосредоточенная не столько на вопросах порождения дискурса, сколько на особенностях его интерпретации, она устанавливает отношения, взаимодействия между прототекстом и метатекстом.

Рецептивная эстетика ознаменовала поворот к читателю.

Истоки и предпосылки формирования рецептивной эстетики

Хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что как область научного познания рецептивная эстетика появилась относительно недавно, ее предпосылки, истоки существовали с древнейших времен. Основы эстетики рецепции кроются еще в аристотелевском катарсисе – очищении души читателя при помощи аффектов страха, состояний, вызванных художественным произведением. Платон говорил о «магнетический силе» произведений искусства, воздействующего на душу реципиента.

Окончательное формирование рецептивной эстетики было связано с формированием постмодернистской концепции «смерти автора», согласно которой автор как историческая личность, как продуцент художественного произведения утрачивает собственную значимость. Иначе говоря, рецептивная эстетика отказывается от интерпретации и объяснения произведения с позиций Автора как носителя непререкаемой истины, утверждается многозначность произведения, между Автором и Читателем ставится знак равенства, границы между автором и читателем стираются.

Хотелось бы отметить, что «смерть автора не является радикально новым теоретическим положением, но, скорее, отражает современное состояние творческих процессов, современной литературы, искусства, культуры в целом. Это – ответ актуальному состоянию постмодернистской культуры, в которой личность воспринимающего субъекта практически полностью порабощена социальными институтами, масс-медиа, самой «культурой потребления», в которой потребитель полностью поглощен внешними влияниями, лишен собственного голоса. Соответственно, главной задачей современного автора является «пробуждение» голоса читателя, деконструкция тоталитарного мышления, в котором диалог полностью подменен. Чтение – это не потребление произведения, не желание получить от книги удовольствие, это – процесс соучастия, сотворчества.

«Восприятие литературы. Рецептивная эстетика » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В процессе взаимодействия в процессе чтения текст начинает себя вести как собеседник: он подстраивается, меняется в зависимости от читателя, произведение оживает.

Сущность рецептивной эстетики

В основании рецептивной эстетики лежит понимание того, что любое произведение начинает «жить» только после своей встречи с читателем, смысл произведения формируется по мере того, как реципиент начинает его формировать, выстраивая «надтексты» на основании собственного прочтения, интерпретации подтекста, заложенного автора. Более того, подтекст и надтекст могут не совпадать, даже противоречить друг другу: не всегда и не все произведения вызывают однозначное понимание, позиция автора не всегда представлена эксплицитно, многозначные тексты вызывают множественные и противоречивые интерпретации. Смысловые аспекты произведения актуализируются читателем в процессе прочтения.

Завершающим этапом литературной коммуникации является читатель. Более того, именно он играет основную роль в коммуникативном процессе, поскольку

  • литературное произведение – вид диалога между продуцентом и реципиента на основании художественного дискурса;
  • литературное произведение не существует до момента «встречи» с читателем.

По мнению сторонников данного учения, любое произведение искусства характеризуется смысловой подвижностью, заданной самой природой, структурой текста, ее коммуникативной определенностью и коммуникативной неопределенностью. Коммуникативная неопределенность формирует открытость, незавершенность произведения, возможности вариативных интерпретаций.

Произведение, таким образом, - своеобразный строительный материал, которые предоставляет читателю материалы для переживания эмоций, осмысления, формирования своих смыслов, по сути, создания собственного произведения. Оно ассоциируется с дорогой, маршрутной картой, пустым домом с множеством комнат, в которые можно войти с разных сторон. Чтение произведения – особая литературная практика, литературное путешествие, направленное на познание, постижение действительности, развитие художественного эстетического восприятия и мышления.

Литературное произведение при таком подходе не равно самому себе, оно всегда больше, чем то, что в него вкладывает читатель или автор, следовательно, оно обладает определенной степенью автономности. Следует добавить, что концепция автономности произведения не нова, она была сформулирована еще В. Гумбольдтом, который подчеркивал, что любое произведение искусства индивидуально, оно обладает собственной внутренней силой, специфическим мышлением, жизненной активностью, благодаря чему оно оказывает определенное воздействие на личность реципиента. Возникая изначально как результат авторского воображения, его мировосприятия, литературного дара, таланта, нацеленности на установление диалога с реципиентом, после публикации произведение начинает жить своей собственной жизнью, выходит в социальную плоскость, получает возможность активно жить в ней, принимая участие в созидании духовной атмосферы определенного литературно-исторического периода, эпохи.

Принимая во внимание выявленные особенности эстетики рецепции, в качестве основных понятий, положений области научного познания можно выделить следующие:

  1. Текст – это своего рода высказывание, которое существует в многомерной контекстуальной ситуации.
  2. Контекстуальная ситуация высказывания – это различные пространственно-временные смысловые плоскости, в которых актуализируются смыслы литературного произведения.
Замечание 1

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в основании рецептивной эстетики как новой области научного познания, направления литературоведческих исследований лежит восприятие литературного произведения как смысловой подвижности, содержание которой меняется в зависимости от прочтения.

Дата последнего обновления статьи: 02.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot