Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

«Ультрареализм» в литературе

Определение 1

Гиперреализм («грязный реализм») – это направление в современной литературе, возникшее в конце 1980-х годов как протест и желание показать неприглядную правду.

Понятие гиперреализма

Термин «грязный реализм» был введен американским писателем и журналистом Б. Буффордом для обозначения возникшего в американской литературе в 80-х годах 20 века направления, целью которого было детальное воспроизведение наиболее обыденных и порочных аспектов повседневной жизни. Впервые термин «грязный реализм» появился в 1983 году.

Б. Буффорд отмечает, что грязный реализм – это другая область фантастики, посвященная местным деталям, нюансам, незначительным нарушениям в жестах и языке. Главной формой грязного реализма является короткий рассказ. В основном это «странные» истории: без прикрас, без лишних деталей, трагедии о людях, которые читают дешевые романы, смотрят дневное телевидение, слушают низкопробную музыку. Героями таких произведений становятся кассиры в супермаркетах, официанты в придорожных забегаловках, секретари, строители, безработные ковбои. Эти люди едят чизбургеры, играют в бинго, останавливаются в дешевых отелях. Они много пьют, часто находятся в розыске – за карманные кражи, угон автомобиля, разбивание окон. Это искатели приключений в мире, наполненном угнетающими деталями современного потребительства. Именно так описывает произведения грязного реализма Б. Буффорд.

Грязный реализм иногда считается разновидностью литературного минимализма, так как он характеризуется экономией слов для описания деталей. Авторы, пишущие в этом жанре, избегают расширенных метафор, наречий, внутреннего монолога. Вместо всего перечисленного они позволяют объектам и контексту диктовать смысл. Герои произведений занимаются обычными делами, живут заурядной жизнь, у них часто не хватает денег и ресурсов, что приводит их к внутреннему отчаянию.

Представителями грязного реализма являются:

  • Чарльз Буковски (его называют «крестным отцом» направления),
  • Раймонд Карвер,
  • Тобиас Вульф,
  • Ричард Форд,
  • Кормак Маккарти,
  • Лэрри Браун,
  • Педро Хуан Гутьеррес,
  • Фернандо Веласкес Медина,
  • Джейн Эйн Филлипс,
  • Ирвин Уэлш.

Наибольшее внимание критиков привлекли И. Уэлш, Р. Карвер и Ч. Буковски. Их особенный стиль письма и изложения, способность о сложных вещах говорить простым языком привлекали читателей, которые в произведениях находили отражение своей жизни.

Характерными чертами «грязного реализма» являются:

« «Ультрареализм» в литературе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • минималистическая проза;
  • прямые описания простых людей и событий;
  • простой язык.

Героями произведений грязного реализма являются рабочие, алкоголики, прелюбодеи, этнические меньшинства, люди, постоянно испытывающие одиночество, отчуждение, разочарование. В результате, они становятся жесткими, а их диалоги краткими. Чтобы выжить, людям нужно продавать свой труд и даже свое тело. В любой момент они могут потерять все, включая основные достоинства, делающие человека человеком.

Замечание 1

Гиперреализм акцентирует внимание на потерях и печалях повседневной жизни простых людей, как правило, маргинализированных личностей или представителей низшего класса.

Волна «грязной» беллетристики была встречена неоднозначно как в США, так и в других странах. Одни критики считали гиперреализм мастерски щадящим, ознаменовавшим необходимый поворотный момент в литературе 20 столетия. Другие критики называли грязный реализм «пост-литературным» абсурдом. Но такое амбивалентное отношение не замедлило импульс нового направления.

Чарльз Буковски как представитель грязного реализма

С. А. Иванников пишет: «Буковски – это явление». Чарльз Буковски – одно из ярчайших выражений самоощущения Америки 50-80-х годов, но не самоощущения вообще, а конкретной его формы, относящейся к альтернативному способу жить.

Американские ученые отказывались признавать писателя Ч. Буковски несмотря на то, что он был героем контркультуры в Европе и США. Буковски был очень плодовитым писателем – опубликованные работы состоят из многочисленных томов поэзии, туристической литературы, сборников рассказов, писем. Кроме того, Буковски написал сценарий к американскому художественному фильму «Пьянь». Большая часть произведений Буковски переведено на многие языки. Работы Буковски начали охватывать широкую аудиторию. После смерти писателя интерес к его творчеству резко возрос. В 1994 году Р. Харрисон опубликовал книгу «Против американской мечты: очерки на Чарльза Буковски». По названию этой книги очевидно, что Ч. Буковски осуждал американскую мечту. Однако не это – причина нехватки литературно-художественной критики. Одним из препятствий к признанию, по мнению Харрисона, было частое использование Буковски пошлости. Вторым препятствием была его сущность «укротителя».

Раймонд Карвер

Еще одним представителем направления грязного реализма является Раймонд Карвер. Он успешно использует пробелы, пропуски между словами, чтобы создать ощущение недосказанности и неясности. Появляется ощущение, что проза, как и рассказчик, ограничена: ограничительный стиль отражает ограниченные взгляды рассказчика на жизнь.

Замечание 2

Свой стиль Карвер характеризует так: «Проза – это архитектура. И это не эпоха барокко».

Р. Карвер – прозаик и поэт, автор коротких рассказов. Критики признают его произведения лучшими рассказами нового поколения, пришедшего после Д. Чивера.

Р. Карвер и Д. Чивер познакомились и подружились в 1973 году в Айове, где вели писательские семинары и беспробудно пьянствовали, о чем Карвер писал в своем дневнике.

Однако дружба этих талантливых рассказчиков двух разных поколений продолжалась недолго – после семинара оба попали в больницы, а затем в общества «Анонимных алкоголиков».

Р. Карвер писал в стиле минимализм. Наставником писателя был Джон Гарднер, который учил его сокращать каждый абзац, в котором было 25 слов, до 15. А Гордон Лиш, редактор Карвера, требовал это сокращение довести до пяти слов. Чинански считает, что грязный реализм требует экономии слов, каждое описание доводится до базового минимуму, а остальное отдается диалогу. В таких произведениях нет рассуждений, а смысл диктуется содержанием. Именно этих принципов придерживается Р. Карвер.

Дата последнего обновления статьи: 20.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot