Критический реализм — это художественное направление, возникшее в европейских странах в середине 19 века, целью которого было правдивое изображение повседневной жизни людей, главным образом, страдающих и обездоленных.
Поиск нового героя в творчестве Р. Фокса
Ведущий деятель английской коммунистической партии, пропагандист, агитатор Ральф Фокс выступил как один из основоположников марксистского литературоведения в Англии.
Наиболее известные произведения Р. Фокса:
- «Грозовое небо»,
- «Народы степей»,
- «Тиль Уленшпигель – легенда о восстании»,
- «Маркс, Энгельс, Ленин о британском рабочем движении»,
- «Роман и народ»,
- «Классовая борьба в Британии».
Деятельность Фокса как критика и писателя началась в середине 1920-х годов. В царившей тогда атмосфере активизации модернистских течений Фокс о себе заявил как об успешном и стойком последователе и защитнике лучших традиций демократической культуры. Вместе с этим он стремился к поискам новый направлений в искусстве. После посещения Советского Союза Ральф Фокс написал свои первые произведения: «Народы степей» и «Грозовое небо», в которых рассказал о переменах, произошедших в России после революции 1917 года. Эти произведения сыграли положительную роль в борьбе с выпадами буржуазной прессы против СССР.
Писатель в романе «Грозовое небо», написанном в 1925 году, делает попытку показать людей нового мировоззрения. Фокс рассказывает о поездке в СССР группы англичан, входящих в комиссию по организации помощи голодающим, и противопоставляет молодого англичанина Джона самодовольным, косным буржуа, увлеченных филантропической деятельностью и неспособным осознать изменения, происходящие в России. Во многом образ Джона автобиографичен. Он воплощает представление писателя о человеке, который чутко улавливает прогрессивные явления жизни, откликается на них. Герой романа является одним из людей, солидарных со строителями новой жизни в России.
Образ Джона в литературной деятельности Р. Фокса стал исходным моментом в поисках действующего героя, преобразующего жизни.
В 1928 году вышла первая критическая статья Р. Фокса «Тиль Угленшпигель – легенда о восстании». В ней писатель говорит о народности бессмертной книги Ш. де Костера, рассуждает о значении этого произведения для революционной борьбы. Фокс считает роман Костера одним из лучших образцов эпоса революционной борьбы. Писатель в своих последующих работах говорит значении освоения классического наследия для развития пролетарской идеологии. Фокс остро критикует современное ему буржуазное искусство.
«Роман и народ»
В 1937 году была посмертно издана книга Р. Фокса «Роман и народ». Это произведение стало первым развернутым утверждением принципа марксисткой этики в английском литературоведении. В этой книге получили наиболее полное выражение литературно-критические взгляды писателя.
«Роман и народ» - это сжатая, но содержательная история становления, развития, расцвета, кризиса романа. И вместе с этим, это взгляд в будущее и стремление определить дальнейшие перспективы его развития. Фокс определяет свою цель как стремление к рассмотрению «нынешнего положения английского романа» и попытку разобраться в идейном кризисе, который разрушает основание, на котором некогда строился роман. Роман для Фокса – это наиболее значительный вклад капиталистической, буржуазной цивилизации в мировую художественную культуру. Преимущество романа перед остальными жанрами заключается в многогранности и полноте изображения человека, его внутренней жизни, которой писатель придает особенно важное значение. Он считает, что основная задача искусства – создание полноценного образа человека.
Он считает, что роман – не просто художественная проза, а изображение человеческой жизни в прозе. Это попытка искусства охватить человека в целом, дать ему выражение.
Как жанр, роман обладает всеми свойствами, чтобы «делать тайную жизнь видимой» и выразить полноту жизни человека. Это один из литературных жанров, прославляющих человека. За романом, по мнению Ральфа Фокса, всегда сохраняется преимущество. Он заключается в способности дать самое полное изображение человека и показать его внутреннюю жизнь.
В книге «Роман и народ» писатель обращается к истории развития английского романа. В творчестве писателей 18 века Фокс видит один из лучших этапов его развития. Ричардсон, Дефо, Смоллет, Фильдинг – имена, составившие величие и славу английского романа. Фокс считает, что они никогда не «отшатывались от человека», всегда верили в него и его способность владеть миром, но при этом не закрывали глаза на несправедливость и жесткость этого мира.
Романисты 18 века – талантливые творцы человеческих характеров. И Фокс считает, что главная причина этого заключается в том, что они обладали устойчивым мировоззрением. И хоть внутренняя жизнь героев не отличается какой-то особой многогранностью и глубиной, и писатели часто себя освобождают от необходимости анализировать чувства героев и больше описывают то, «как» события происходят, а не «почему», читателю все равно понятны причины, которые побуждают героев поступать так или иначе. Это связано с тем, что в романах «действие» вытекает из характера.
Фокс считает, что открытие Д. Дефо заключается в создании «типичного человека нового мира» - именно таким был Робинзон Крузо, а также в способности обосновать закономерности поведения героя.
Сильной стороной работы Фокса является то, что он последовательно связывает творчество реалистов (например, Флобера, Бальзака) с общественным развитием, и объясняет упадок творчества многих из них торжеством буржуазии, поражением революционных выступлений. Однако в своей книге Фокс не ставит проблему народности творчества реалистов, не рассматривает своеобразие художественного метода критического реализма.
В развитии романа 20 века Ральф Фокс видит две противоположные тенденции. Первая тенденция связана с кризисом буржуазного искусства, а вторая – с достижениями прогрессивной литературы, развитием соцреализма.
В книге «Роман и народ» содержится позитивная программа, что является ценной стороной этого произведения. Фокс связывает новые достижения прогрессивного искусства с утверждением метода соцреализма. А предпосылки для его развития писатель видел в современной ему реальности и в революционной борьбе народа. Именно Фокс стал первым человеком в английской критике, обратившим внимание соотечественников на связь между борьбой за социалистическую Британию и утверждением метода соцреализма в искусстве.
Положение о важности для творчества писателя современности марксистко-ленинской идеологии, а также философии диалектического материализма имеет в книге Фокса принципиальное значение.