Персонаж – это субъект действия, высказывания, переживания в произведении, вид художественного образа.
Литературный персонаж
В том же значении, что литературный персонаж, в современном литературоведении используются понятия действующее лицо и литературный герой. Слово персонаж в этом синонимическом ряду является наиболее нейтральным, этимология малоощутима. Понятие персонажа является важнейшим при проведении анализа эпических и драматических произведений. В таких произведениях именно персонажи, составляющие определенную систему и сюжет являются основой предметного мира. в эпосе в качестве героя может выступать и рассказчик (повествователь), если он принимает участие в сюжете. В лирическим произведениях, в которых прежде всего воссоздается внутренний мир человека, персонажи, если они присутствуют, изображаются лишь пунктирно, фрагментарно и в непрерывной связи с переживаниями лирического субъекта.
Как правило, литературным персонажем является человек. Степень конкретности его представления может быть разной, она зависит от множества причин:
- От места, занимаемого в системе персонажей;
- От рода, жанра произведения;
- От творческого метода автора;
- От творческого замысла автора и т.д.
Например, о второстепенном персонаже реалистического произведения в социальном и биографическом плане может быть предоставлено больше информации, чем о главном герое романа модернистского.
В произведении наряду с людьми персонажами могут являться растения, животные, предметы, природные стихии, роботы, фантастические существа и т.д. В некоторых жанрах литературы такие персонажи обязательны: басня, сказка, анималистская литература, баллада, научная фантастика и т.д.
Разнообразие видов персонажа вызывает вопрос о предмете художественного познания. Центром художественного познания являются человеческие сущности, в первую очередь социальные. Применительно к драме и эпосу это характеры – общественно значимые черты, которые проявляются с достаточной отчетливостью в умонастроении и поведении людей. Высшей степенью характерности является тип.
Писатель в процессе работы над созданием литературного героя наделяет его характером – противоречивым или цельным, многосторонним или односторонним, развивающимся или статичным, вызывающим презрение или уважение и т.д. Свое понимание характеров, их оценку писатель передает читателю, создавая вымышленные индивидуальности, домысливая прототипы.
Таким образом, с одной стороны персонаж предстает как характер, а с другой стороны – как художественный образ, который воплощает данный характер с большей или меньшей степенью эстетического совершенства.
Персонаж и характер в соответствии с их статусом в структуре художественного произведения имеют разные критерии оценки. Характеры вызывают отношение, этически окрашенное. В отличие от них, персонаж в первую очередь оцениваются с эстетической точки зрения, то есть в зависимости от степени яркости, полноты и концентрированности воплощения ими характеров.
Средствами раскрытия характера в художественном произведении являются различные детали и компоненты предметного мира:
- Сюжет
- Портрет
- Речевые характеристики
- Интерьер
- Костюм и т.д.
Восприятие персонажа как характера при этом не обязательно требует развернутую структуру образа. Внесценические персонажи отличаются особой экономией средств изображения. Своеобразие категории персонажа заключается в его интегральной, завершающей функции относительно всех средств изображения.
Благодаря заимствованию персонажей происходит расширение временных и пространственных рамок произведения. Данный прием с одной стороны открывает условность искусства, с другой стороны – способствует лаконизму изображения, его семиотической насыщенности, так как имена вводимых в мир произведения «чужих» персонажей стали нарицательными и автору не нужно их каким-либо образом характеризовать.
Персонажная сфера литературы состоит не только из обособленных индивидуальностей, туда входят и собирательные персонажи (их прообразом является хор в античной драме).
Еще один вариант изучения персонажа – это рассмотрение его как действующего лица, участника сюжета, но не как характера.
Именно характеры с формированием личности являются главным предметом художественного познания. В литературных направлениях, начиная с классицизма, ключевое значение имеет концепция личности в тесной связи с ее пониманием в общественных науках и философии. Также в эстетике утверждается взгляд на сюжет, который рассматривается как важный способ раскрытия характера, стимул его развития и испытание.
В отвлечении от характеров персонажей их сюжетные функции являются предметом специального изучения в ряде литературоведческих направлений 20 века:
- Русский формализм (В. Б. Шкловский, В. Я. Пропп);
- Структурализм (К. Бремон, А.-Ж. Греймас, Р. Барт).
Персонажная система произведения
Персонажная система и сюжет составляют основу предметного мира драматических и эпических произведений. Даже в тех произведениях, главной темой которых является человек наедине с природой, Персонажная сфера не ограничивается только одним героем. Например, в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» множество персонажей – отец героя, его погибшие товарищи.
Персонажная система произведения, как и любая система, характеризуется через элементы, составляющие его, и структур. Для формирования системы персонажей необходимо присутствие как минимум двух субъектов. Эквивалентом может служит раздвоение персонажа. На начальных стадиях развития повествовательного искусства количество персонажей и их связи в первую очередь определялись логикой развития сюжета. Вкруг главных героев группируются второстепенные персонажи, которые принимают участие на одной или другой стороне. Иерархичность – важнейшее свойство структуры – характерно и для системы персонажей.