Антиномия — это рассуждение, образующееся двумя высказываниями, приводящими к взаимоисключающим выводам, которые нельзя отнести ни к ложным, ни к истинным.
Мотив свободы в романтической лирике А. С. Пушкина
Мотивы свободы в поэзии А.С. Пушкина занимали первостепенное место. Свободолюбивые мотивы обнаруживаются и в романтической поэзии поэта, и в произведениях, написанных в реалистический, зрелый период его творчества. Однако особое место и особенный характер тема свободы получила именно в романтической поэзии А. С. Пушкина. Эта тема до 1820-х годов была для поэта ведущей. Мотивы свободы не просто встречаются в романтической лирике Пушкина, они ее пронизывают, придавая неповторимый, своеобразный облик. Лирические герои Пушкина романтической поры всегда жаждут свободы. Такими, являются, например:
- Карагеоргий из стихотворения «Дочери Карагеоргия»;
- Брут («Кинжал»);
- Генерал Пущин из адресованного ему стихотворения;
- Чаадаев. И т.д.
Самого себя Пушкин в произведениях этого периода называет «свободы друг миролюбивый». Он дорожит свободой, называет ее своим кумиром («Дельвигу»).
Для Пушкина-романтика свобода является самой высшей человеческой ценностью.
Мотивы свободы в лирике Пушкина являются не только ведущими тематически, но и конструктивными в художественном и стилистическом смысле. Именно мотивы свободы определяют особую образность произведений поэта в тот период. И неслучайно, что Пушкина в ту пору в мире природы так привлекают грозы, океан, море. Для поэта гроза является символом свободы, океан он называет «свободным», а море - свободной стихией. Именно теме свободы посвящена элегия «К морю», являющаяся программной и итоговой для романтического периода творчества поэта. «К морю» - это одновременно и прощание поэта с романтизмом, и воспоминание о нем. Пушкин, прощаясь с романтизмом, вспоминает о самом важном для него и самом дорогом, что связано с романтическим миром переживаний и чувств – о свободе. И в том, что произведение было написано в Михайловском, есть что-то знаменательное. Поэт, потеряв надежду на свободу, с новой, особенной силой ее воспевает и одновременно оплакивает. Центральный образ моря существует не столько сам по себе, предметно, сколько является символом высших ценностей. Начальные слова стихотворения («Прощай, свободная стихия…») звучат как сюжетная завязка, ввод в самое главное. За этими словами образ абсолютной свободы.
Образ моря как символа свободы для произведения является конструктивным – в стихотворении с ним связано все: и мысли, и слова, и поэтические вспоминания. И в тесной связи с образом свободы в стихотворении возникают образы Байрона и Наполеона. Соотнесенность этих образов с образом моря является не только внешней. Все дело в том, что и Байрон, и Наполеон погибли вблизи моря. Они, хоть и по-разному, но ассоциируются в сознании Пушкина с понятием свободы.
Например, Наполеона Пушкин называет «Мятежной вольности наследник и убийца» («Недвижный страж дремал…»). А Байрон с образом моря соотносится особенно глубоко и тесно. Для поэта он является в первую очередь певцом свободы и человеком, отдавшим свою жизнь за свободу. Трактовка Пушкиным образа Байрона в этом произведении заставляет вспомнить еще одного романтика – Рылеева. Прославление Пушкиным свободы, вольнолюбивые мотивы стихотворений делают поэта близким декабристам, в частности, Рылееву. Рылеев в 1824 году написал «На смерть Байрона». Байрон Рылееву, как и Пушкину, близок своим вольнолюбием. И стихотворение Рылеева является, по существу, хвалой не только Байрону, но и любому подвигу во имя свободы.
Тема свободы в социально-психологическом аспекте
В трактовке Пушкиным темы свободы, как и многих других тем, нет однозначности и однолинейности. Для Пушкина-романтика возможен и другой подход к теме свободы. Тема свободы у Пушкина носит антиномический, остропроблемный характер. И в решении этой темы у поэта не все так однозначно и просто. Например, в стихотворении «Демон» поэт причисляет чувство свободы к чувствам возвышенным. И именно таким оно было всегда для Пушкина. Однако при этом слово «свобода», вызывая у поэта высокие, положительные эмоции и сильный порыв, вызывала и сложные размышления. И размышления эти зачастую становились даже трагическими. Для Пушкина свобода была возвышенным идеалом и одновременно трагической проблемой. Трагическая с сторона свободы, проблемность этой темы для поэта были связаны в первую очередь с сознанием внутренней несвободы человека, с неспособностью народов не только бороться, но даже просто принять свободу. Об этом Пушкин говорит в послании «В.Л. Давыдову». И очень скоро звучащие в этом произведении мысли станут для поэта не просто частными мыслями, а родом убеждений. Например, в стихотворении «В.Ф. Раевскому» мысль о свободе и несвободе людей, встречающаяся в «В.Л. Давыдову», получает обобщенное толкование. Это уже не только поэтические чувства, это поэтические мысли, наблюдения, выводы социально-исторического и духовного опыта.
Трактовка поэтом темы свободы в психологически и социально обобщенном и трагическом аспекте дальнейшее развитие получает в произведениях 1823 года: «Свободы сеятель пустынный» и «Мое беспечное незнанье». По своей идее, по конструкции эти стихотворения антиномичны. Основу их композиции составляет антитеза, знакомая по посланию «В.Л. Давыдову». Но в данных стихотворениях эта антитеза выражена более резко: поэт, который не может без свободы, и глухая к призывам поэта толпа, равнодушная к его свободолюбию. В заключительной части стихотворений трагические вопросы. Но эти произведения по мысли не категоричны, в них нет окончательных выводов. Эти стихи в своей основе – трагедия и высокая драма. Однако такая трактовка темы свободы не исключала для поэта традиционного подхода. Даже в сомнениях он продолжает любить свободу, мечтать о ней. Свободолюбивые стихотворения поэт пишет параллельно трагическим произведениям о свободе. И это обусловливает глубокую диалектику в решении этой темы, пушкинскую проблемность.