Реставрация – это восстановление власти монархов, представителей династии Бурбонов в период с 1815 по 1830 гг.
Тема любви в романе «Индиана»
События, происходившие во Франции в 1830-е годы, повергли Жорж Санд в отчаяние, что отразилось в ее произведениях этого периода. Писательница попыталась «уйти в себя». В ее понимании свобода – это в первую очередь свобода личная. Жорж Санд не чувствовала себя связанной с другими людьми. В 1932 году писательница закончила работу над романом «Индиана». Это произведение критики объясняли событиями личной жизни писательницы, ее отношениями с мужем.
Однако поднятая в романе проблема гораздо шире – бесправное положение женщин при Реставрации являлось только одной из форм универсальной несправедливости.
В центре повествования романа находится личная драма молодой женщины. Она не любит своего мужа, но испытывает чувства к другому человеку. Любовь Индианы терпит крах. Она покидает дом мужа, но возлюбленный от нее отворачивается.
В романе Жорж Санд изображает «неистовую» любовь, то есть любовь злую, эгоистическую, раздраженную, основанную на тщеславии.
Индиана замужем за обуржуазившимся наполеоновским генералом Дельмаром. У супругов нет ничего общего. Индиана – глубокая, сильно и тонко чувствующая натура, самостоятельная, полная внутреннего достоинства. Дельмар – расчетливый и эгоистичный человек. Жена для него – собственность, и он убежден, что может распоряжаться ею по своему усмотрению. Дельмару чужды благородные порывы, свойственные Индиане.
Главная причина разрыва между Индианой и Дельмаром – не сознательная деспотичность мужа, а его неспособность понять жену. Деспотизм Дельмара органичен и бессознателен. Он не хочет понять жену, он просто не может этого сделать. С самого начала их отношения отмечены глубочайшей психологической несовместимостью.
Раймон в начале романа предстает как прямая противоположность Дельмару. Раймон артистическая, тонко чувствующая натура. И кажется, что он искренне увлечен Индианой и понимает ее. Он презирает примитивные формы насилия над чувством, которые практикует Дельмар. Героине кажется, что это и есть любовь, свободная от ложных приличий и условностей, основанная на уважении и взаимной любви. Однако это лишь сначала. Когда же первое ослепление проходит, Индиана вдруг обнаруживает в возлюбленном глубокую внутреннюю пустоту и эгоизм. Раймон оказывается сыном буржуазного века, любовь для него – мимолетное пресыщение. Он свободен от моральных обязательств по отношению к любимому человеку.
Если конфликт между Индианой и мужем был чисто моральным конфликтом, то конфликт между Индианой и Раймоном приобретает глубокий социальный смысл. Это конфликт между натурой, которая сформировалась в руссоистской патриархально-гуманистической обстановке, и натурой, которая сформирована буржуазным веком, буржуазной цивилизацией – эгоистичной и лживой. Раймон является представителем новой социальной морали. Эта буржуазная мораль не менее эгоистична и бесчеловечна, чем традиционная мораль Дельмара. Лоск и культура Раймона – лишь внешняя оболочка, за которой скрываются беспринципность и пустота.
Этим мужчина в романе противопоставляется третий образ. Ральф Браун оказывается идеальным героем Ж. Санд.
Женские образы романа
Жизнь Индианы с нелюбимым мужем-деспотом – отправная точка сюжета произведения. Действие романа начинается поздней осенью в замке Ла Бри. С самого начала читателя поражает гнетущая атмосфера, которая царит в доме Дельмара. Индиана не может полюбить мужа не потому, что он стар, не потому, что она стала его женой по принуждению отца. Причина кроется в ограниченности и грубом деспотизме Дельмара. Индиана в богатом и красивом доме влачит жалкое существование, а будущее не сулит ей ничего светлого.
Но вдруг жизнь сталкивает Индиану с человеком, который поражает ее воображение своей необычностью. Раймон де Рамьер не похож на ее мужа и на ее друга детства, англичанина Ральфа. Но в конце концов героиня оказывается обманутой. Первая редакция романа заканчивалась смертью главной героини. Однако Жорж Санд не удовлетворилась таким финалом. В новой версии драма героини завершилась ее возвращением на родной остров, где она наконец сумела обрести силу, научилась снова ощущать радость жизни, познала настоящую любовь.
В романе присутствует еще один женский образ. Креолка Нун горничная Индианы и ее молочная сестра. Нун встретила Рамьера на деревенском празднике и увлеклась им. Девушка не подозревала, что он не способен ответить взаимностью и даже не думает об ответственности за последствия легкомысленной связи. Для Рамьера брак со служанкой невозможен.
Встреча Нун с Раймоном, ее страстная любовь, душевные страдания, трагическая развязка – все овеяно трогательной простотой. Автор искренне сочувствует невинной жертве эгоизма и бессердечия.
В 1832 году вышло второе издание романа. Оно сопровождалось предисловием, где автор стремится отвести обвинения в безнравственном характере произведения.
По первоначальному замыслу роман должен был закончиться самоубийством Индианы и Ральфа. Но подобный конец мог негативно отразиться на судьбе первого произведения писательницы, так как самоубийство строго осуждалось католической церковью. В итоговой редакции романа появилась заключительная глава со счастливым финалом.
На станицах романа Жорж Санд отражены общественно и политически актуальные моменты:
- Эпоха Реставрации;
- Рассуждения о монархическом строе страны;
- Политические доктрины;
- Осуждение интервенции французских войск в Испании и т.д.
Жорж Санд органически соединяет образ современника с веяниями того времени. этот метод с наибольшей выразительностью применен в главах, в которых автор рисует портрет Раймона.
История Индианы – это рассказ о борьбе женщины против законов буржуазного брака. «Индиана» имела большое общественное значение. здесь речь идет не только о свободе чувств женщины, постоянно оскорбляемой мужем, обманутой возлюбленном, но и о достоинстве и независимости личности вообще. У Жорж Санд «женский вопрос» перерастал в проблему свободы человека.