«Король забавляется» - это романтическая драма В. Гюго, написанная в 1832 году.
Французский романтический театр
В течение 1820-х годов романтизм во Франции становится ведущим направлением. Деятели романтизма разрабатывают теорию романтической драмы и романтической литературы, вступают в борьбу с классицизмом. Это выражалось, главным образом, в литературной полемике. Романтическая драма с трудом проникала на сцены французских театров, которые по-прежнему оставались твердынями классицизма. Однако в эти годы романтическая драма имела союзника в лице утвердившейся в репертуаре парижских бульварных театров мелодрамы, которая оказывала большое влияние на вкусы публики, сценическое искусство и драму.
Романтизм 1830-1840-х годов продолжал питаться настроениями общественного недовольства. В эти годы он приобрел ярко выраженную политическую направленность: защищал права человека, обличал несправедливость монархии. В произведениях писателей-романтиков ярко звучат антибуржуазные ноты. Этот период был временем расцвета романтического театра, который опирался на плеяду талантливых писателей – Дюма, Гюго, Мюссе, Виньи.
Театр В. Гюго
Виктор Гюго был крупнейшим драматургом-романтиком, теоретиком романтического театра. Началом драматургии Гюго принято считать романтическую драму «Кромвель». Предисловие к этому произведению, основная мысль которого – бунт против классицизма, стало «скрижалями романтизма».
В юношеские годы Гюго написал несколько трагедий, которые не были опубликованы.
Драму «Кромвель» сам писатель называл «дерзкоправдивой драмой». Произведение не смогло попасть на сцену.
В 1829 году вышла следующая пьеса В. Гюго «Марион де Лорм». Эта пьеса – воплощение идейно-творческих принципов романтизма. В этом произведении у Гюго впервые появляется романтический образ героя «низкого» происхождения, противопоставленного придворно-аристократическому слою общества. Сюжет драмы основан на конфликте высокой любви безродного юноши и куртизанки с законами королевской власти. Произведение, носившее антироялистский характер, было запрещено за негативное изображение монарха.
В 1830 году вышла в свет драма «Эрнани». Это первое произведение Гюго, увидевшее сцену. «Эрнани» - типичная романтическая драма. В пьесе на форе средневековой Испании происходят мелодраматические события. В «Эрнани» нет отчетливо выраженной политической программы, однако идейно-эмоциональный строй произведения утверждает свободу чувств и отстаивает право человека на защиту своей чести.
Пьеса была поставлена театром «Комеди Франсез» в 1830 году. драма шла в атмосфере бурной борьбы, которая разыгралась в зрительном зале между «романтиками» и «классиками». Постановка драмы Гюго в лучшем театре Парижа оказалась крупной победой романтизма, которая возвещала о начале утверждения на французской сцене романтической драмы.
В драме «Рюи Блаз» наиболее полно выражен романтический пафос драматургии В. Гюго. В этом произведении писатель использует романтический прием смешения комического и трагического. Рюи Блаз – романтический герой, исполненный благородных порывов и высоких замыслов. Когда-то герой мечтал о благе для своей страны и всего человечества, верил в свое высокое предназначение. Однако ничего не добившись в жизни, он становится лакеем богатого вельможи, приближенного к королевскому двору.
«Рюи Блаз» имел в театре средний успех. Постепенно публика начинала охладевать к романтизму. А буржуазный зритель, который все больше опасался революции, переносил свое отношение и на романтическую литературу.
Гюго, ориентируясь на широкую публику, утверждал, что «Театр – это трибуна, театр – это кафедра».
По мнению писателя, драма выполняет социальную и национальную миссию.
В. Гюго стремился создать новый тип романтической драмы. «Бургграфы» - трагедия эпического характера. Гюго хотел, чтобы на премьере этой драмы присутствовала молодежь, которая в 1830 году «сражалась» за «Эрнани». Однако новая драма потерпела провал, после чего В. Гюго отошел от театра.
В. Гюго написал одиннадцать драм:
- «Кромвель»,
- «Эми Робсар»,
- «Эрнани»,
- «Марион де Лорм»,
- «Король забавляется»,
- «Мария Тюдор»,
- «Лукрециа Борджиа»,
- «Пляж»,
- «Рюи Блаз»,
- «Торквемада»,
- «Бургграфы».
«Король забавляется»
Романтическая драма в стихах в пяти действиях «Король забавляется» была написана В. Гюго в июле 1832 года. Осенью того же года в театре «Комеди Франсез» состоялась премьера спектакля. После первого же представления пьеса была снята с репертуара и запрещена. Возобновились постановки драмы лишь осенью 1882 года.
Действие пьесы происходит в первой половине 16 века во Франции, в период правления короля Франциска I.
В драме Гюго правительственные чиновники усмотрели веяния революционного республиканизма. После запрета драмы Гюго не примирился с произволом власти и стал открыто выступать против режима. Премьера пьесы стала антимонархической демонстрацией. На спектакле прогрессивно настроенная молодежь пели песни революции – Карманьолу и Марсельезу.
Гюго в драме «Король забавляется» дискредитировал сущность монархии. Драма написана с подлинным гражданским пафосом.
Фабула драмы основана на вымышленных событиях. Гюго придумывает биографии героев, исходя из исторических данных. Он не претендует на многогранность изображения исторических личностей, а избирает какую-либо одну грань, через которую должен быть показан весь характер персонажа. Так, король Франциск I изображен с позиции описания его личной жизни, но в этом «личном» отражается общественное положение монарха. Он лишен черт мелодраматического злодея. Писатель развивает и художественно обрабатывает некоторые детали из реальной биографии короля.
Гюго представляет короля как циничного, холодного, бездушного развратника, для которого человеческая жизнь ничего не значит. У него отсутствует духовная жизнь. Все в жизни короля подчинено жажде грубых удовольствий, а любой произвол и беззаконие освящаются безграничной волей монарха.