Экзистенциализм – это направление в философии 20 века, которое акцентирует свое внимание на уникальности бытия человека.
Образ Николаса Эрфе
В романе Джона Фаулза «Волхв» присутствует две реальности – в Греции и в Англии. Они отличаются типом всех описаний, будь то описание интерьера, внешности или сервировки стола. В романе детальное, на грани декоративности, описание является приметой иллюзорного мира.
Главным героем романа является Николас Эрфе. Именно от его имени ведется повествование. Николас – выпускник Оксфорда, типичный представитель послевоенной английской интеллигенции. Жизнь главного героя неопределенна. У него нет какой-либо ясной цели. Николас – романтичный одиночка, который ненавидит нынешнее время и скептически относится к своей «английскости». Он бежит от обыденности, предсказуемости на греческий остров Фраксос в поисках острых ощущений, «новой тайны» и воображаемой жизни. Вымышленный, нереальный мир для Николаса Эрфе, увлеченного идеями экзистенциализма, более интересен и ценен, чем реальный мир.
На протяжении года Эрфе живет и работает на острове Фраксос. За это время он начинает осознавать свою бездарность как поэта, понимает бессмысленность своего существования и невозможность реализовать себя. Это едва не приводит его к самоубийству. Но в мае он находит то, что искал – новую тайну и вымышленный мир, которыми для него стали вилла «Бурани» и ее обитатели.
Собственно внешность главного героя нигде не описывается. В романе появляется лишь одна характеристика, когда госпожа де Сейтас ему говорит: «В вас есть нечто, перед чем женщина не может устоять». Особое внимание стоит обратить на имя главного героя. Здесь абсолютно прозрачна трансформация имени: Эрфе – Орфе – Орфей. Писатель имеет в виду конкретный миф – спуск Орфея за Эвридикой в ад. Благодаря этому становится понятно, что путешествие Николаса Эрфе на Фраксос – это не прихоть героя, это испытание, которое он, как опустошенный «экзистенциалист», должен пройти. Эрфе бежит на Фраксос от женщины и жизни, чтобы там найти ту самую женщину и жизнь.
Характер Николаса подробно раскрывает образ Алисон. Девушка, будучи австралийкой, вызывает у Николаса Эрфе чувство превосходства. Герой примеряет на себя маску империалиста, смотрит на Алисон как что-то мизерное, как на часть своей империи, не способную существовать отдельно. Эрфе является своеобразным коллекционером девушек и получает удовольствие от того, что они оказываются в его сетях, а потом страдают. Алисон вскоре понимает жизненную философию Николаса.
В этом плане образ Эрфе схож с образом Флегга из «Коллекционера». И Николас, и Флегг не способны полюбить, они хотят лишь владеть и повелевать. Но разница между ними все же есть – Флегг не способен понять образ мышления Миранды, Николас же очаровывает девушку и потеряв к ней интерес, обрекает ее – неосознанно – на душевные страдания. Николас, несмотря на все попытки стать духовно развитым, тяготеет к «земным» удовольствиям. Они помогают ему стать более уверенным в себе.
Но именно Алисон стала причиной того, что Эрфе признает свою связь с английским обществом, против стандартов и идеалов которого он всю свою жизнь воевал. Николас понимает, что он – один из множества англичан, которые «рождены с масками и взращены, чтобы лгать». Он пытается избавиться от национальной идентичности, которая разрушает его философию и причисляет к обществу, которое он ненавидит. Для этого Николас уезжает на греческий остров Фраксос. Это единственная возможность избавиться от Алисон и от призрака английского общества. Николас полон романтических иллюзий, представляет Грецию как обиталище богов, готовых кинуться к нему с распростертыми объятиями. По иронии судьбы, Эрфе становится преподавателем английского языка.
Образ Мориса Кончиса
Образ Мориса Кончиса, хозяина виллы Бурани, выдержан в духе греческого романа. Морис Кончис – мистификатор, лжец, стоит в одном ряду с волшебниками, магами, жрецами античного романа, которые воплощают религиозный хаос эллинизма. Морис Кончис способен «прозреть в слепой судьбе волю богов».
По первоначальному замыслу Фаулза роман должен был называться «Игры в бога». Но писатель передумал. Он понимал прямолинейность этого названия. Образ Кончиса бы тогда утратил колорит противоречивости и превратился в простую и однозначную иллюстрацию к этике французского экзистенциализма. К тому же, рухнул бы и образ Николаса Эрфе. Писатель отмечает, что хотел бы, чтобы Морис Кончис продемонстрировал целый набор личин, которые воплощают представление человека о боге, начиная с мистического и заканчивая научно-популярным; набор ложных понятий о том, чего нет – об абсолютном могуществе и абсолютном знании.
Кончис в романе Фаулза - это образ всемогущего безумного божества, которое манипулирует людьми.
Образы Кончиса и Эрфе как аллюзия на карты Таро
Тандем Кончис – Эрфе воплощает одну из самых важных связей в истории человечества – связь учителя и ученика. Рассуждая об «учительстве» Мориса, стоит обратить внимание на то, что название романа – это аллюзия на первую карту Таро, на образ волшебника, богоподобного фокусника. Именно этот образ и примеряет на себя Кончис. Он является повелителем стихий, которые зашифрованы в образах четырех мастей младших арканов Таро:
- Скипетры,
- Кубки,
- Мечи,
- Блюда.
Благодаря им Кончис способен управлять миром. На протяжении всего повествования Морис так часто меняет маски, что остается непонятным, кем же он на самом деле является. Его истории рассыпались в прах при попытке найти подтверждение их правдивости. В итоге он заявляет: «Я тоже актер, Николас, в этом странном новом метатеатре».
Образ Николаса Эрфе тоже является зашифрованным посланием. Он представляет собой ученика, который в дальнейшем станет мастером, Волшебником. Николас неоднократно называет себя дураком. Но он не способен выйти из игры, ему интересно, что будет в конце этой пьесы. Николас и является Дураком, или Шутом – самой загадочной картой старших арканов Таро. Как и Волшебник, Дурак имеет при себе символы четырех стихий, но он не знает, что с ними делать. Костюм Дурака идентичен костюму Волшебника. Отсюда можно сделать вывод, что Волшебник и Дурак – один и тот же человек. Дурак обретает знание и становится Волшебником. Эта идея заложена во взаимоотношениях Кончиса и Николаса . Они – две стороны одной медали, две части одной личности.