Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система персонажей и авторская позиция

Определение 1

Система персонажей – это организованность персонажей литературно-художественного произведения.

Система персонажей литературно-художественного произведения

Систему персонажей литературного произведения целесообразно рассматривать со следующих точек зрения:

  • Как позицию автора, то есть как воплощение композиционного принципа и средство характеристики персонажей;
  • С точки зрения содержания литературного произведения – как систему взаимоотношений персонажей;

Как и любая другая система, система персонажей характеризуется через структуру и элементы. Выделяют следующие категории персонажей:

  • Главные – это персонажи, находящиеся в центре сюжета, обладающие самостоятельными характерами и напрямую связанные со всеми уровнями содержания литературного произведения;
  • Второстепенные – это персонажи, тоже принимающие активное участие в сюжете, имеющие собственный характер. Однако этим персонажам уделяется гораздо меньше авторского внимания, и в ряде случаев функция второстепенных персонажей – способствовать раскрытию образов главных героев;
  • Эпизодические – это персонажи, которые появляются в нескольких эпизодах и часто не имеют собственного характера, находятся на периферии авторского внимания. Основная функция этих персонажей – в нужный момент давать толчок сюжетному действию, оттенять черты главных и второстепенных персонажей;
  • Внесценические – это персонажи, о которых идет речь, однако в действии они не участвуют (например, в пьесе «Горе от ума» таким персонажем является Мария Алексеевна).

Сюжет и система персонажей составляют основу предметного мира драматических и эпических произведений. Даже в тех произведениях, где главной темой является человек наедине с природой, персонажная сфера не исчерпывается только одним героем. Например, в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» в воспоминаниях главного героя живут разные лица: отец, погибшие спутники, корзинщик, желанный товарищ. Роль этих внесценических персонажей в начале и в конце произведения очень важна. Робинзон на необитаемом острове одинок, и при этом не одинок, так как он является олицетворением совокупного человеческого опыта, трудолюбия, предприимчивости.

Элементами системы персонажей являются действующие лица, а ее структуру составляет относительно устойчивый способ их связи. Тот или иной образ получает статус персонажа именно как часть целого, элемент системы, что хорошо видно при сопоставлении образов растений, животных, вещей и т.д. Часто в произведения жизнеподобного стиля в персонажный ряд автор вводит высших животных, в которых по установившимся традициям анималисткой литературы, подчеркиваются черты, сближающие их с человеком.

«Система персонажей и авторская позиция» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для образования системы персонажей нужны как минимум два субъекта. Эквивалентом этих субъектов может быть «раздвоение» персонажа. На начальных этапах повествовательного искусства количество персонажей и их связи определялись в первую очередь логикой развития сюжета. Вокруг главных действующих лиц группируются второстепенные, принимающие участие в борьбе на одной из сторон. При этом в архаических сюжетных жанрах разнообразие персонажей поддается классификации. Например, В. Я. Пропп многочисленность персонажей русской сказки свел к семи инвариантам, опираясь на выполняемые ими функции. В такую «семиперсонажную» схему вошли:

  • даритель,
  • вредитель,
  • искомый персонаж –царевна,
  • отец царевны,
  • помощник,
  • герой,
  • отправитель,
  • ложный герой.

Система персонажей – это определенное соотношение характеров. Как правило, сюжетные роли героев соответствуют их значимости как характеров.

Понятие «авторская позиция»

Существует несколько значений понятия «автор». «Автор» в литературоведении прежде всего означает писателя – реально существовавшего человека. В других случаях это слово обозначает какую-либо концепцию, определенный взгляд на реальность, выражением которого является все литературное произведение. Также слово «автор» употребляется при обозначении некоторых явлений, характерных для отдельных родов и жанров.

Замечание 1

Большинство ученых разделяют первое значение понятия автора, еще его принято называть «биографическим», или «реальным» автором.

Также часто употребляется слово «автор» во втором значении – это эстетическая категория – «образ автора». В третьем значении под автором понимается рассказчик, повествователь в эпических произведениях и лирический герой в лирических.

Форма литературного произведения является способом осуществления содержания. Формированию понятия об авторе способствуют разработанные подходы к изучению творчества автора, среди которых знакомство с его биографией.

Для того, чтобы глубже понять суть художественного текста необходимо учесть такое понятие, как «авторское Я». Авторская позиция является неотъемлемой частью художественного текста. Любой текст – это действительность, смоделированная автором, в основе которой находится объективная реальность действительного мира. Автор, благодаря воображению, творит свой внутренний мир, создает его на основе фактов бытия, и излагает его в своем произведении.

Авторская позиция может быть выражена не только в слове, но и в внесловесных моментах литературного произведения. М. М. Бахтин, противопоставляя монологические и полифонические тексты, подчеркивает, что идея в них проявляется по-разному. В монологическом произведении идея:

  • Может быть принципом изображения и видения мира;
  • Может быть дана как сознательный вывод из изображенного;
  • Может непосредственно выражаться в идеологической позиции главного героя.

Помимо этого, идея должна быть объективирована.

В полифонически построенном тексте авторская идея должна каким-то образом себя реализовывать, поэтому она может выражаться в речи персонажей. В этом случае авторская позиция не изображается, а выражается непосредственно, дистанция между авторской позицией и позицией героя отсутствует.

Авторская позиция выражается через соотношение двусубъектного повествования, где персонаж является субъектом речи и восприятия и разных субъектно-речевых планов героя, а также через взаимодействие субъектно-речевых планов разных персонажей. Сближение позиций автора-повествователя и говорящего героя выражает непрямую, косвенную оценку высказываний другого персонажа.

Дата последнего обновления статьи: 22.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot