Система персонажей – это организованность персонажей литературно-художественного произведения.
Система персонажей литературно-художественного произведения
Систему персонажей литературного произведения целесообразно рассматривать со следующих точек зрения:
- Как позицию автора, то есть как воплощение композиционного принципа и средство характеристики персонажей;
- С точки зрения содержания литературного произведения – как систему взаимоотношений персонажей;
Как и любая другая система, система персонажей характеризуется через структуру и элементы. Выделяют следующие категории персонажей:
- Главные – это персонажи, находящиеся в центре сюжета, обладающие самостоятельными характерами и напрямую связанные со всеми уровнями содержания литературного произведения;
- Второстепенные – это персонажи, тоже принимающие активное участие в сюжете, имеющие собственный характер. Однако этим персонажам уделяется гораздо меньше авторского внимания, и в ряде случаев функция второстепенных персонажей – способствовать раскрытию образов главных героев;
- Эпизодические – это персонажи, которые появляются в нескольких эпизодах и часто не имеют собственного характера, находятся на периферии авторского внимания. Основная функция этих персонажей – в нужный момент давать толчок сюжетному действию, оттенять черты главных и второстепенных персонажей;
- Внесценические – это персонажи, о которых идет речь, однако в действии они не участвуют (например, в пьесе «Горе от ума» таким персонажем является Мария Алексеевна).
Сюжет и система персонажей составляют основу предметного мира драматических и эпических произведений. Даже в тех произведениях, где главной темой является человек наедине с природой, персонажная сфера не исчерпывается только одним героем. Например, в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» в воспоминаниях главного героя живут разные лица: отец, погибшие спутники, корзинщик, желанный товарищ. Роль этих внесценических персонажей в начале и в конце произведения очень важна. Робинзон на необитаемом острове одинок, и при этом не одинок, так как он является олицетворением совокупного человеческого опыта, трудолюбия, предприимчивости.
Элементами системы персонажей являются действующие лица, а ее структуру составляет относительно устойчивый способ их связи. Тот или иной образ получает статус персонажа именно как часть целого, элемент системы, что хорошо видно при сопоставлении образов растений, животных, вещей и т.д. Часто в произведения жизнеподобного стиля в персонажный ряд автор вводит высших животных, в которых по установившимся традициям анималисткой литературы, подчеркиваются черты, сближающие их с человеком.
Для образования системы персонажей нужны как минимум два субъекта. Эквивалентом этих субъектов может быть «раздвоение» персонажа. На начальных этапах повествовательного искусства количество персонажей и их связи определялись в первую очередь логикой развития сюжета. Вокруг главных действующих лиц группируются второстепенные, принимающие участие в борьбе на одной из сторон. При этом в архаических сюжетных жанрах разнообразие персонажей поддается классификации. Например, В. Я. Пропп многочисленность персонажей русской сказки свел к семи инвариантам, опираясь на выполняемые ими функции. В такую «семиперсонажную» схему вошли:
- даритель,
- вредитель,
- искомый персонаж –царевна,
- отец царевны,
- помощник,
- герой,
- отправитель,
- ложный герой.
Система персонажей – это определенное соотношение характеров. Как правило, сюжетные роли героев соответствуют их значимости как характеров.
Понятие «авторская позиция»
Существует несколько значений понятия «автор». «Автор» в литературоведении прежде всего означает писателя – реально существовавшего человека. В других случаях это слово обозначает какую-либо концепцию, определенный взгляд на реальность, выражением которого является все литературное произведение. Также слово «автор» употребляется при обозначении некоторых явлений, характерных для отдельных родов и жанров.
Большинство ученых разделяют первое значение понятия автора, еще его принято называть «биографическим», или «реальным» автором.
Также часто употребляется слово «автор» во втором значении – это эстетическая категория – «образ автора». В третьем значении под автором понимается рассказчик, повествователь в эпических произведениях и лирический герой в лирических.
Форма литературного произведения является способом осуществления содержания. Формированию понятия об авторе способствуют разработанные подходы к изучению творчества автора, среди которых знакомство с его биографией.
Для того, чтобы глубже понять суть художественного текста необходимо учесть такое понятие, как «авторское Я». Авторская позиция является неотъемлемой частью художественного текста. Любой текст – это действительность, смоделированная автором, в основе которой находится объективная реальность действительного мира. Автор, благодаря воображению, творит свой внутренний мир, создает его на основе фактов бытия, и излагает его в своем произведении.
Авторская позиция может быть выражена не только в слове, но и в внесловесных моментах литературного произведения. М. М. Бахтин, противопоставляя монологические и полифонические тексты, подчеркивает, что идея в них проявляется по-разному. В монологическом произведении идея:
- Может быть принципом изображения и видения мира;
- Может быть дана как сознательный вывод из изображенного;
- Может непосредственно выражаться в идеологической позиции главного героя.
Помимо этого, идея должна быть объективирована.
В полифонически построенном тексте авторская идея должна каким-то образом себя реализовывать, поэтому она может выражаться в речи персонажей. В этом случае авторская позиция не изображается, а выражается непосредственно, дистанция между авторской позицией и позицией героя отсутствует.
Авторская позиция выражается через соотношение двусубъектного повествования, где персонаж является субъектом речи и восприятия и разных субъектно-речевых планов героя, а также через взаимодействие субъектно-речевых планов разных персонажей. Сближение позиций автора-повествователя и говорящего героя выражает непрямую, косвенную оценку высказываний другого персонажа.