Синтетические искусства – это такие виды художественного творчества, которые возникли путем комбинации или слияния разных видов искусств.
Понятие синтетических искусств
Синтетические искусства необходимо отличать от близкого понятия синтеза искусств – под последним подразумевают, к примеру, архитектурное сооружение, украшенное скульптурами и окруженное садово-парковым ансамблем.
Синтетическими искусствами называют такие виды творчества, которые представляют собой слияние или комбинацию разных видов искусства.
Прежде всего к ним относят:
- Театр, который соединил в себе литературу, живопись, актерское мастерство, скульптуру, декоративно-прикладное искусство;
- Эстрадное искусство, которое представляет собой разнообразный набор художественных номеров – пения, танцев, декламации, акробатики, иллюзионизма;
- Балет – вид искусства, где используется естественная пластика человеческого тела. В балете сочетаются музыка, танец, скульптура, живопись;
- Цирк –здесь преобладает спортивный и смеховой элементы, также в зрелищный ряд зачастую включаются и представители животного мира.
Литература и синтетические искусства
Художественная литература относится к простым, или как их называют еще, односоставным искусствам, которые опираются на один материальный носитель образности. В литературе таким материальным носителем образности является письменное слово. Вместе с этим литература тесно связана с многосоставными искусствами – синтетическими.
Исторические ранние синтезы выглядели как сочетание ритмованных танцевальных движений с элементами слова и песней-музыкой. Однако это еще не было собственно искусством, а лишь синкретическим творчеством.
Синкретизм – это нерасчлененность, слитность, которая характеризует неразвитое, первоначальное состояние чего-либо.
Словесное искусство – драма, лирика, эпос – сформировалось на основе синкретического творчества, которое имело форму обрядового хора и выполняло магическую и мифологически-культовую функцию. В таком синкретизме не было разделения на действующих лиц и воспринимающих. Все лица были участниками-исполнителями этого действа, его сотворцами. Хороводное пред-искусство было ритуально обязательным и даже принудительным для древних племен и первых государств. Согласно Платону, «плясать и петь должны решительно все, целиком все государство и притом всегда разнообразно, непрестанно и восторженно».
Постепенно по мере упрочения художественного творчества возрастала роль односоставных искусств. Господство синтетических произведений не могло удовлетворить запросы человечества, так как в нем не было предпосылок для широкого и свободного проявления индивидуального творческого импульса автора-художника – каждый отдельный вид творчества в составе синтетических произведений был стеснен в своих возможностях. Именно поэтому история культуры связана с постоянной дифференциацией форм творческой деятельности.
Концепция вторичного синтеза искусств
Вместе с этим в 19 и начале 20 века неоднократно проявлялась еще одна, совершенно противоположная тенденция. Немецкие романтики, Вакенродер и Новалис, а затем Р. Вагнер, А. Н. Скрябин, Вяч. Иванов предприняли попытки к возвращению искусства к первоначальным синтезам. Вагнер в своей книге «Опера и драма» отход от исторически ранних синтезов расценивал как грехопадение художества и всячески выступал за возвращение к ним. Вагнер говорил о колоссальной разнице между эгоистически разъединенными отдельными видами искусства, которые он считал ограниченными в своей обращенности только к воображению с истинным искусством, которое было адресовано «чувственному организму во всей его полноте» и соединяло в себе разные виды искусства. В глазах Вагнера такой оказалась опера как наивысшая форма искусства в целом и театрально-драматического искусства в частности.
Однако такие попытки радикального перестроения художественного творчества не имели успеха. Односоставные искусства сохранили статус неоспоримой ценности художественной культуры и остались ее доминантой. В современно литературоведении неоднократно говорилось о том, что синтетические искания «выводят за границы не только отдельных искусств, но и искусства вообще». Эта концепция вторичного синтеза искусств была связана со стремлением вновь вернуть человечество к подчиненности ритуалу и обряду.
Так называемая «эмансипация» литературы произошла в результате ее обращения к письменности. Устная художественная словесность носит синтетический характер, она связан с пением и неотделима от актерского искусства.
Словесное искусство обрело облик литературы и превратилось в односоставное. А появление печатного станка обусловило преобладание литературы над устной художественной словесностью. Однако словесное искусство, получив независимость и самостоятельность, не изолировало себя от других форм художественного творчества. По словам Ф. Шлегеля, «произведения великих поэтов нередко дышат духом смежных искусств».
Литература существует в двух формах: как односоставное искусство в виде читаемых произведений и как важный компонент синтетических искусств (в значительной степени это относится к драматическим произведениям, по своей сути предназначенным для театра). Однако и остальные роды литературы причастны к синтезам искусств. Например, лирика выходит за рамки книжного бытования и вступает в контакт с музыкой. Лирические произведения интерпретируются режиссерами и актерами-чтецами.
Повествовательная проза тоже часто оказывается на экране и на сцене. Сами книг тоже достаточно часто выступают как синтетические художественные произведения – написание букв, иллюстрации имеют большое значение в их составе. Литература, принимая участие в художественных синтезах, обеспечивает другие виды искусства богатой пищей и часто выступает в роли своеобразного дирижера искусств. Особенно большая заслуга литературы для таких видов искусства, как театр и кино.