Традиционно поэзию, литературу и в целом культуру первой трети XIX столетия называют Золотым веком русской поэзии. По своей сути, указанный период стал эпохой русского Просвещения, временем высочайших достижений во всех сферах русской культуры. Важно отметить, что, несмотря на огромный вклад А. С. Пушкина, А. В. Жуковского и других выдающихся поэтов, для того, чтобы понять сущность данной эпохи, нужно осмыслить не отдельные имена или явления, но эпоху в целом. В это время художественная литература и поэзия, музыка и архитектура, живопись и наука – все указанные направления интенсивно развивались в органичной целостности и единстве.
Хронологические рамки Золотого века
Пространство Золотого века весьма условно, как достаточно условны границы других исторических и культурных эпох. Говоря о проявлении русского Просвещения в литературе, следует отметить, что большая часть исследователей связывает начало культурного периода с именем А. С. Пушкина.
В качестве наиболее важных достижений русской поэзии, литературы и культуры в целом на данном этапе можно назвать следующие:
- осознание подлинной ценности народной культуры, содержание и смыслы которой становятся подлинной основой творений выдающихся представителей культурной эпохи;
- осознание подлинной сущности, значения православия.
Хотелось бы отметить, что Золотой век как историко-культурное явление объединяет в себе имена выдающихся поэтов, творчество которых характеризуется ярко выраженной индивидуальностью, сами произведения неоднородны. Если начальный этап Золотого века связывают с именами Жуковского и Пушкина, замыкает период творчество Ф. И. Тютчева, которое по своей тональности, по своему звучанию существенно отличается от лирических голосов предшественников. В частности, существенные отличия фиксируются:
- в особенностях отображения мотива личностного бессмертия;
- в особенностях воплощения лирического героя.
Особенности репрезентации мотива бессмертия в творчестве поэтов Золотого века
Мотив бессмертия выступает одним из ведущих в творчестве большинства русских поэтов на протяжении всей истории развития национальной литературы и поэзии. В наследии поэтов Золотого века указанный мотив находит свое яркое отражение в творчестве А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева, однако, особенности его воплощения на начальном и завершающем этапах исследуемого историко-культурного периода существенно отличаются.
В пушкинской лирике тема бессмертия – это знак победы витального начала над губительным временем, над собственной гибелью. Поэт смело окидывает взглядом цепь времен, будущие поколения, в которых навсегда будет укоренено его имя:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
Тютчев же откидывает мотив личностного бессмертия, тональность его повествования не столь оптимистична, как у Пушкина, Жуковского или Батюшкова. Взгляд поэта обращен либо в безвозвратно ушедшее прошлое, либо в безрадостное будущее. В отличие от своих предшественников, Тютчев не придает особой ценности своим произведениям, многие из которых он попросту сжигает. Сами стихи пишутся «на случай», что существенно затрудняет их датировку, создание хронологии развития творческого метода поэта.
Смысл поэзии для Тютчева – не утверждение собственного личностного бессмертия, но усмирение гибельных страстей человека.
Иначе говоря, особенности воплощения мотива личностного бессмертия существенно отличаются в творчестве начала и завершения Золотого века: вера в бессмертие, в продолжение бытия в душах и умах последователей у Жуковского и Пушкина сменяется разочарованием как в жизни, так и в самой поэзии в произведения Тютчева.
Лирический герой поэтов Золотого века
Существенные отличия отмечаются и в особенностях создания поэтами лирического героя. Лирический герой Тютчева одинок, бесприютен, его судьба – непрерывная цепь утрат и разочарований. Земная жизнь – лишь движение к смерти, заточение, тюрьма для души лирического героя. Каждое обретение краткосрочно, омрачено ощущением грядущей потери. Сами произведения пронизаны эсхатологическим мироощущением, мировосприятием.
Лирический герой ощущает свой возраст как тяжесть, каждый прожитый год тяжким бременем ложится на его плечи. Он живет натужно, одновременно страшась и ожидая смерти. Причем, смерть воспринимается не столько как конец бытия, но как приближение покоя, как отражение бессмысленности земной жизни. Во многом подобные особенности повествования могут быть обусловлены биографическими событиями, в частности, смертью старшего брата в декабре 1870 г. Тютчеву неведомо гармонизирующее, умиротворяющее начало пушкинской поэзии, просветляющий, религиозный покой Жуковского, его лирический герой находится на пороге смерти с самого момента его рождения. Он трагически чувствует всю тяжесть и бренность этого мира, который приносит ему душевные муки и страдания.
Сама поэзия Тютчева характеризуется противоречивостью, контрастностью, на фоне трагичности человеческого бытия особой гармонией наделяется мир природы, для каждой очередной весны которой неведомым остается существование предыдущей и последующей.
Иная тональность, иные особенности создания образа лирического героя отмечаются в поэзии Пушкина. Несмотря на то, что жизнь выдающегося русского поэта не была безоблачной, на его долю выпали печальные хлопоты и личные трагедии, включая смерть матери, дяди, его поэзия всегда звучит жизнеутверждающе.
Не знакомо томительное ожидание смерти, душевная пустота и лирическому герою Жуковского. Для него несчастная любовь и редкие минуты счастья, тоска волнений и страданий – то, что составляет богатство души, определяет полнокровную жизнь.
Таким образом, на основании проведенного анализа мы можем сделать вывод о контрастном соотношении стилей поэтов начала и конца Золотого века, что находит свое отражение как в выборе мотивов, так и особенностях их воплощения в повествовании, в самой тональности произведений. Жизнерадостная, жизнеутверждающая поэзия Пушкина в начале исследуемого историко-культурного периода сменяется разочарованием, пессимизмом Тютчева.